На этой неделе выходные будут состоять всего из одного дня. Но и воскресенье можно провести с толком — посмотреть хорошие фильмы дома или в кинотеатре. Мы запускаем регулярную рубрику «Кино на выходные». В этот раз рекомендуемые фильмы будут объединены осенней тематикой.
Погода нынче не очень, что и говорить. Люди избавляются от нее по-разному. Музыка, литература, сон, гамбургеры. Проснувшись утром, становится понятно, что помимо всего прочего, хорошо было бы посмотреть, может, и не что-то жизнерадостное и визжащее, а просто приносящее успокоение в этом богом забытом городе слякоти, пробок и апатии. Может быть, это не лучшее лекарство, но давайте попробуем. В конце концов, что, как не фильмы, способно унести человека от проблем на временные рамки хронометража. А поможет в этом три страны. Франция, Ирландия и Россия. На счет последнего – речь пойдет о советской Москве, — а это немного другой разговор, согласитесь.
Начнем с Франции.
Фильм “Преследование” Патрис Шеро. Наткнулась на него на работе. На столе кинокорреспондента всегда валяется огромная куча плакатов, брошюр, флайеров со всяких кинопоказов, фестивалей и т.д. В том числе какая-то из брошюр привела меня к этому фильму. И вот что я поняла — если вам невыносимо находиться в одном городе все время, французский фильм как раз вам поможет. Он не несет заряда детской щенячьей радости, да и не сливается там никто в бурном экстазе, однако фильм чисто французский с последующей особенной французской страстью. Раз уж там играт Ромен Дюри и Шарлотта Генсбур. Да и Патрис Шеро сугубо французский режиссер.
Что характерно для французского кинематографа, просматривая Трюффо, Маля, Блие, Клузо, даже позднего Годара или замученного и затерроризированного Кристофа Оноре, всегда можно отличить француза от нефранцуза. Что-то совершенно мимолетное, витающее между камерами, абстрактными и, на первый взгляд, примитивными диалогами, светом и музыкой.
Так почему надо смотреть именно его.
- Фильм о поздней осени. Ну совсем как у нас, с синим, как синяк, небом, пустыми улицами и светом в кафе, сияющим где-то вдалеке, как маяк надежды на то, что вечер пройдет не зря.
- Герои картины близки к этому характерному осеннему состоянию, состоянию неопределенности. Фильм лишен динамики. Он, скорее, о очередной загвоздке в тонких жизненных обстоятельствах французов. А это приводит нас к третьему аргументу.
- Живет парень Даниэль (Ромен Дюри), он трудится на нескольких работах, на стройках, у пенсионеров. Довольно апатичный, но со строгими жизненными принципами, суровый и добродушный одновременно. Он считает, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Такими же принципами он руководствуется и в отношениях со своей девушкой, Соней (Шарлотта Генсбур). Наш герой слишком много думает, а это, как известно, вызывает много проблем. Любит он эту свою Соню, а вот она не уверена. Параллельно у нашего героя появляется не то альтер-эго, не то просто жест символизма – некий псих, приследующий его. Это маргинал–кочевник, который разносит его квартиру, валяется голый на его диване и утверждает, что он влюблен по уши и себя не представляет без Даниэля. В их жизнях все друг друга преследуют, как охотники на кабана. Но вот она загвоздка. Каждый не может получить желаемого от объекта преследования. Такая ненормальность привлекает с первого кадра.
Фильм трогает своей как будто эмоциональной неполноценностью, холодностью и недосказанностью. Это тот вариант, когда, как и в жизни, не предугадаешь что будет завтра. Тонкость взаимоотношений, без завываний на луну, соплей и слез, сливается с почти физически жестким психологизмом.
Предупреждение: Лицам моложе 14 лет вход в сопровождении родителей. Фильм не веселый, не придаст заряда бодрости. Он глубокий и одновременно по-осеннему грустный. Поэтому если вам надо вспомнить улыбки, переходим к следующему фильму.
Как и обещала – советская Москва 1970-х. Наверняка, большая часть, прочитавших подборку, этот фильм смотрела. Если нет, то вы, наверное, с какой-то неведомой далекой планеты с названием, которое даже не снилось Кэмерону. Но этот фильм при загнувшихся депрессивных мозгах работает лучше нурофена при головных болях. А речь пойдет о “Служебном романе”. Да, да, не закатывайте глаза. Лучше “вызовите Новосельцева ко мне!”
Нужно ли говорить что Эльдар Рязанов прекрасный режиссер. “Служебный роман” тому подтверждение однозначное. Я не знаю человека, который хотя бы не улыбался, когда смотрел данный бытовой шедевр. Не важно, мужчина, женщина, ребенок, собака, хомячок — все улыбались, как миленькие. И вместо того, чтоб уныло читать Бродского, лучше посмотреть это концентрированное eternal fun.
Ну а причины следующие:
- Разве можно искренне не порадоваться таким вот прекрасным фразам, которые уже стали крылатыми
« Мы Вас любим. Где-то в глубине души, где-то очень глубоко”
« Просто вы заплакали — и как будто вы нормальная…”
« -Что вы за человек? Я никак не могу вас раскусить…
-Не надо меня кусать, зачем раскусывать»
“— Дороже вас у меня вот уже несколько дней никого нет”
«-Вы же непьющая.
-Как это непьющая? Очень даже… почему же?”
“-Вы утверждали, что я чёрствая!
— Почему? Мягкая!
— Бесчеловечная!
— Человечная!
— Бессердечная!
— Сердечная!
— Сухая!
-Мокрая!”
« — Ничего не скажешь, вы настоящий современный мужчина!
-Какое вы право имеете меня так оскорблять?!”
-Вы уходите, потому что директор вашего учреждения Калугина…
— Ну-ну, смелее, смелее!
— Самодур?!
— Угу. Самодура!
— Ты знаешь, я понял, из-за чего мы с тобой разошлись: нам нужен ребёнок!
— Ты хочешь, чтоб у нас был ребёнок?
— Да! И как можно скорее!
— Но я не могу сейчас. До конца работы ещё два часа и Калугина тут… Я не могу уйти!
- И так хоть до бесконечности. И это, на самом деле, одна единственная главная причина смотреть и пересматривать. Никогда не надоест. Как шоколад для диабетиков. Только есть его в этом случае можно сколько душе влезет.
Ведь как для нового года существует замыленный фильм «Ирония судьбы. Или С легким паром». Так и к осени в комплект прилагаются товарищ Новосельцев, товарищ Калугина и песня «У природы нет плохой погоды». Ведь действия фильма разворачиваются тоже осенью. Вот они первые кадры, когда Новосельцев (Андрей Мягков) бежит на работу. Весь такой неказистый, с советскими усами, советскими очками, в советском костюме. А на работе его встречает эшелон барышень, старательно накручивающих ресницы, брови, волосы, губы. Короче, «марафет» наводят. Ну и потом как в каком-нибудь сериале, самый ответственный момент фильма – преображение «нашей мымры» Людмилы Прокофьевны (Алиса Фрейндлих). Замечательный диалог Верочки (уморительная Лия Ахеджакова) про сапоги «значит, хорошие сапоги, надо брать» с последующим «вся скукожилась как старый рваный башмак и вот чешет на работу, как будто она сваи вколачивает! А мы как ходим?».
Короче говоря, «ах где найти кого-то, могу весь мир я обойти, чтобы найти кого-то, чтобы найти кого-то». Может, «кого-то» мы сегодня и не найдем, зато фильм посмотреть нужно в обязательном порядке, как витамин С принять.
Что-то мы о фильмах, да о фильмах. Прервемся на рекламную паузу в виде двух песен Чета Бейкера, хоть мы в этот раз в Америку и не собираемся. Но ей богу, за что за что, а за Чета Бейкера Америку надо как минимум любить.
Chet Baker — Everything Happens to Me
Chet Baker — Let's Get Lost
Ну вот, передохнули. Теперь можно переместиться в Ирландию.
Все довольно-таки современно. И как можно догадаться, опять осень. Осень в Дублине – что-то совершенно особенное, как и осень в Париже. Очень персонофицированный, личный момент. Ну так вот. Фильм называется совсем незамысловато — «Однажды».
История о музыке нищего ирландского гитариста и чешской пианистки со сломанным пылесосом. Да не убьет меня мужская часть аудитории, что я все про любовь, да про любовь. Но фильм не о любви, фильм о музыке, за что, кстати говоря, и получил «Оскар». К слову, главный герой (Глен Хансард) на самом деле музыкант, возглавляющий группу The Frames. Режиссер картины, Джон Карни, тоже из той песочницы — он был гитаристом в этой группе по 1993 год. “Музыка нас связала”, ага.
The Frames — Song for Someone
The Frames — When Your Mind's Made Up
The Frames — Dream Awake
Возвращаемся к фильму. Зачем смотреть это кино
- Оно не унылое, как первый предложенный мной вариант. Не уморительное, как второй вариант. Но это своего рода симбиоз и смешных, немного абсурдных диалогов и тонкой странной красоты осеннего состояния и осенней музыки. Актеры не учились актерскому мастерству, все как оно есть. Не слащаво, по-честному и в лоб.
- Разумеется, Он и Она уже являются намеком на любовные улюлюкивания. Но смею вас успокоить. Тут все гораздо тоньше. У них у обоих не все в порядке с делами сердечными. Будь это американское среднестатистическое кино, Он давно бы варил Ей утренний кофе. Но здесь – случайная встреча на ночной центральной улице Дублина. Он во всю орет собственные песни, а не популярную попсу, просто потому что его уже никто не слушает, а душа требует экспрессии. А тут и продавщица газет подходит к нему. Слово за слово, выясняется что герой еще и пылесосы чинит в качестве дополнительного заработка. А у нее как раз сломался данный агрегат. Ну а уж потом он узнает, насколько талантливая она пианистка и что может сотворить надежда и вера в лучшее.
- Ну и музыку в фильме стоит оценить – безоговорочный арумент. Завывания Глена Хансарда, что отчаянный крик сумасшедшего, не лишенного вокальных данных. И гитара у него поломанная, прям как душа уличного музыканта.
Кстати, вот они, главные герои, на шоу Леттермана.
Все мы рано или поздно вылечимся от Осени.
Приятного просмотра!
Поделись с друзьями: