Иван Князев о трэше, насилии и дешевом кино

Галерея «Чистка одежды» создана скорее для обсуждений и интересных споров, в которых могут принять участие все присутствующие – этаких семинаров в стиле зарубежных университетов, – нежели для собственно лекций в обыденном понимании этого слова. Само помещение и атмосфера напоминают интеллигентскую кухню в центре столицы, где собираются по пятницам друзья – архитекторы, фотографы, журналисты и киноманы. В прошедшую пятницу в галерее прошла лекция Ивана Князева, одного из создателей и арт-директора пространства, об эксплуатационном кино, подкрепленная просмотром типичного примера, фильма «Токсичный мститель».

Итак, что же такое эксплуатационное кино? В первую очередь, это эффективное совпадение предложения и спроса. Оно создается исключительно для получения прибыли и работает по принципу извлечения выгоды из интересующих обыденного зрителя тем, будь то секс, насилие, деньги, пороки. В создание самих фильмов никогда не вкладывается много денег, основной бюджет уходит на «раскрутку». Термин «эксплуатация» в киноиндустрии обозначает как раз рекламу, так что фильмы, которые называют эксплуатационными, привлекают зрителя в основном именно сенсационной рекламой и яркими постерами, качество же фильма вторично, поскольку главная задача продюсеров привлечь зрителя.


В общем, эксплуатационное кино это и маркетинговая характеристика, и кинокатегория, охватывающая множество различных жанров, от комедий и фильмов ужасов до боевиков и мелодрам. Снимать такие фильмы экономически выгодно для продюсеров, поскольку при малых вложениях они быстро снимаются и быстро окупаются в прокате.

В 50-е годы в Америке существовало множество маленьких кинотеатров (человек на 100); проката фильма в подобных кинотеатрах, переходящего из одного городок в другой, было вполне достаточно, чтобы фильм окупился. В роли создателей обычно выступали люди, не имеющие средств на то, чтобы снимать качественное, кассовое кино. При этом заработать им очень хотелось: тогда они снимали дешевые фильмы, используя проверенные опытом, популярные, стопроцентно воздействующие на публику сюжетные линии.

Важно понимать, что эксплуатационное кино – это не только трэш, термин гораздо шире: это любое кино, использующее в своих целях популярные темы. Вначале это могли быть фильмы про мафию, потом про монстров, потом про космических захватчиков, сейчас это пародии на очень известные фильмы («Звездные войны»). Если конкретнее по годам: в 50-х это были фильмы о гигантских монстрах; в 60-х – фильмы-предостережения, пеплумы, готические ужасы, фильмы про хиппи и байкеров; в 70-х – фильмы про каннибалов, приключения в джунглях, многочисленные гонконгские фильмы про боевые искусства (помните, как в России, когда появились магнитофоны и кассеты, все смотрели фильмы с Джеки Чаном и Брюсом Ли?); в 80-х – итальянские сплэттеры, слэшеры, дешёвые военные боевики, постапокалиптическое кино, фильмы о враждебных инопланетянах (клоны «Чужих»). Девяностые годы в целом никаких новых поджанров уже не породили, и изменения были скорее «косметическими»: например, использование подешевевших цифровых технологий для экономии бюджета. Иногда у людей просто возникает желание сходить в кинотеатр, пожевать поп-корн и посмотреть нечто очень низкопробное – расслабить мозг.

Создатели больше денег вкладывали в яркие, привлекающие внимание афиши, нежели в сам фильм. Как выглядели эти плакаты? Главное – привлечь максимум внимания, для этого на передний план помещали сцены насилия и эротического содержания, зачастую они были рисованные. Для некоторых фильмов делалось даже несколько вариантов таких имиджевых плакатов.

Из особенностей сегодняшнего эксплуатационного кино можно отметить почти полный его переход на цифровую съёмку, частое скрещивание с порнографией и экспериментальным кино, а также так называемые «мокбастеры» – малобюджетные фильмы разных жанров, эксплуатирующие название и темы популярных блокбастеров, часто ещё не вышедших на экран.

Если раньше эксплуатационное кино снималось для маленьких кинотеатров, драйв-инов и грайндхаусов, то сейчас, в связи с причинами экономического характера, оно создаётся в основном для DVD и телевидения – из-за глобальных изменений в мировой прокатной системе.

Почему современные эксплуатационные фильмы снимают в основном в цифровом виде? Так гораздо дешевле, проще воровать спецэффекты, которые уже были задействованы в каких-то популярных фильмах. Зачем покупать машины, взрывать их, если можно просто выкупить эффект взрыва за очень маленькие деньги у другой компании? В штате таких компаний вообще нет людей, которые занимались бы «придумыванием» фильма, все делается на ходу и воруется из других картин.

Смешная история была со студией «Трома» (самая известная студия в сфере эксплуатационного кино, как раз авторы «Токсичного мстителя»). На них подали колоссальное количество исков, но никто не знал, кому и куда их направлять: студия вроде как существовала, они выпускали много фильмов, доставляли записи в кинотеатры, но никто не знал, кто же на самом деле является ее создателем?

Вообще в США существовало пять таких крупнейших фирм, и все они находились в разных штатах (оно и понятно: даже две таких компании ни за что не выжили бы на одной территории в силу своей аналогичности, людям это просто не нужно).

До середины 80-х в США действовал антитрастовый закон, запрещающий студиям иметь свои кинотеатры. После его отмены практически все маленькие независимые кинотеатры были вытеснены с рынка. С этих пор исключается проблема посредничества. Если раньше владелец кинотеатра, посмотрев предлагаемую ему кассету, мог отказаться иметь дело с такой «чернухой», то теперь создатели «эксплуататоры» были сами себе хозяева.

К концу 80-х вышел из употребления и термин «trash movie», олицетворяющий особенности определённой киноэпохи. Сейчас он используется в основном по отношению к фильмам, снятым до 90-х годов. Для наиболее халтурно сделанных эксплуатационных фильмов той эпохи применялся ещё один неофициальный термин – «Z movies». Интересно, что русское значение кинотермина «trash» не совсем, а иногда и совсем не соответствует тому, которое принято у зарубежных киноведов. До 21-го века термин «trash movies» в России практически не использовался, но в 2002 году в серии «Другое кино» вышли несколько фильмов студии «Трома», в рекламных текстах к которым активно использовалось слово «трэш», иногда в неправильном значении. Поскольку новое понятие оказалось на слуху, со временем его значение ещё больше исказилось, и в России к трэшу стали постепенно относить и пародии на фильмы ужасов (в том числе и высокобюджетные), и фильмы про зомби, и недорогие жанровые фильмы – словом, значение термина неоправданно разрослось.

Звездный час эксплуатационного кино длился недолго – с середины 60-х по конец 70-х. В США его расцвету способствовали конкретные бизнес-факторы: море грошовых однозальных кинотеатров, грайндхаусов, заинтересованных в сомнительном репертуаре, тотальное удешевление кинопроизводства и снижение уровня морали в городах. С появлением многозальных кинотеатров и домашнего видео, эпоха эксплуатационного кино закончилась.

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • bolno
    21 апреля 2011 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Спасибо! Очень занимательно)

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: