Invictus/Непокоренный

Название нового фильма Клинта Иствуда “Invictus” (в русском переводе “Непокоренный”) совпадает с одноименным стихотворением английского поэта конца 19 века Уильяма Хенли. Именно это стихотворение Нельсон Мандела, как мы узнаем из фильма, перечитывал во время заключения в тюрьме Роббен Айленд , черпая оптимизм, надежду и силы на борьбу.

История жизни и достижений Нельсона Манделы уникальна в своем роде, поэтому неудивительно, что ее решили перенести на большой экран. Несмотря на значимость и эпичность этой фигуры, до «Непокоренного» существовала лишь одна экранизация жизни первого чернокожего президента ЮАР, а именно драма 1997 года «Противостояние», которая даже не вышла в прокат и естественно не дошла до широких масс. Таким образом, «Непокоренного», по сути, можно назвать первой серьезной картиной, посвященной этому легендарному политическому деятелю.

Фильм охватывает события 1994—1995 годов, с момента, когда Мандела (Морган Фриман) вступил в должность президента ЮАР после того, как провел около 27 лет в заключении. Несмотря на отмену апартеида, страна была по-прежнему поделена на два лагеря, которые Манделе предстояло если не объединить, то хотя бы примирить. В стремлении разрядить эту напряженную обстановку Мандела обратился к спорту, а именно к регби. Но и тут всё было не так просто. Команда ЮАР «Спрингбокс» была символом превосходства белой расы и ассоциировалась у черного населения исключительно с апартеидом. Несмотря на то, что они посещали матчи с участием своей национальной команды, они с радостью поддерживали их соперников. Конечно, Мандела мог последовать за теми, кто предлагал распустить или переформировать команду, но он рискнул и сделал ставку на сплочение населения вокруг «Спрингбокс». История восхождения к успеху команды, в которую никто кроме Манделы не верил, кажется сказочной и возможной исключительно в кино. Но факт остаётся фактом: «Спрингбокс» во главе со своим капитаном Франсуа Пьенаром (Мэтт Дэймон) выиграли Кубок Мира по регби 1995 года, обыграв в финале сильнейшую на тот момент команду Новой Зеландии.

В фильме Иствуда много сильных сторон. В первую очередь, очень удачно выбран промежуток времени, в который происходят все основные события (вступление Манделы в должность президента ЮАР и Кубок Мира по регби 1995 года). Это умный ход, поскольку рассказать историю всей жизни такой культовой фигуры, как Нельсон Мандела, просто невозможно. К тому же фокус на конкретном времени придает картине еще большую реалистичность. Приятно удивляет в фильме то, что Иствуд не читает проповеди о расовых отношениях. Апартеид существовал много лет, и очевидно, что его пережитки невозможно искоренить за один день. Вся сложность расового конфликта показана на примере команды телохранителей президента, которые переходят от враждебности к терпимости, а от терпимости к осторожному дружелюбию. Однако это не кажется банальным преувеличением, как часто происходит в подобных фильмах. Иствуд не спеша, через серию зарисовок рассказывает большую историю, избегая пафосных заявлений и клише.

Что касается актерской игры, лучшей кандидатуры на роль Манделы придумать невозможно. В лице Фримана мы видим не только рассудительного, уверенного политика, но и одинокого человека со сложной судьбой. Дэймон прекрасно вписывается в роль капитана «Спрингбокс» Франсуа Пьенара, на котором лежит груз ответственности перед президентом и нацией.  Однако роль Дэймона – это бесспорно роль второго плана, лишь помогающая раскрыть глубже характер главного героя этой картины. Для Иствуда это тоже очевидно, поэтому он показывает Пьенара лишь в общих чертах, схематично.

«Непокоренный» — возможно, не самый сильный фильм Иствуда, но это достойный образец для жанра биографической драмы, а светлая надежда и оптимизм, которыми пропитана вся картина, оставляют приятные впечатления после просмотра.

YouTube Preview Image
Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: