Фестиваль израильского кино в Москве 2010

2 июля в Москве стартовал ставший уже традиционным Фестиваль израильского кино. Как и в прошлом году, это масштабное мероприятие было открыто фильмом–номинантом на Оскар, что, впрочем, совершенно неудивительно. Последние годы Американская киноакадемия испытывает определенную слабость к остросоциальному этническому кино. Лента «Аджами», открывшая нынешний фестиваль, вполне соответствует данным критериям. Фильм повествует о нелегких взаимоотношениях арабов и евреев, христиан и мусульман, бедных и богатых в рамках одного района города Яффо.

Сюжет построен по принципу, который особенно любит использовать в своих фильмах Алехандро Гонсалес Иньярриту («Сука — любовь», «Вавилон»). Ярон Шани, режиссер «Аджами», также вплетает в канву повествования несколько нитей, которые ближе к концу должны неизбежно соединиться. Большая арабская семья, ставшая жертвой кровной мести; арабский мальчик – нелегал, бежавший с палестинской территории, чтобы заработать на операцию для умирающей матери; араб-христианин, запрещающий своей дочери встречаться с мусульманином из бедной семьи; наконец, еврей – полицейский, желающий отомстить за брата, убитого арабами. Всех этих людей объединяет, пожалуй, только одно -  земля, за которую они воюют друг с другом уже целую вечность. Но фильм, к счастью, совсем не об арабо-израильском конфликте. Скорее Шани пытается показать, как традиции, религии и история ставят барьеры между людьми. Вряд ли это можно назвать стремлением оправдать агрессию тех или других, просто часто обстоятельства оказываются сильнее любви, сострадания и человечности.

«Аджами» снят жестко и реалистично – и в этом, пожалуй, сила этого кино. Дрожащая местами камера, убедительная игра непрофессиональных актеров — все призвано донести до зрителя простую, но важную идею: это не только фильм, так и есть на самом деле. Нищета, наркотики, патриархальное общество, постоянная опасность оказаться застреленным или арестованным – такова невеселая картина повседневного существования арабского района Аджами, и еще сотен таких же районов и поселений.

Снятая почти целиком на арабском кинолента еврейского режиссера Ярона Шани вполне вписывается в череду фильмов о том, как этнические и религиозные принципы разделяют людей, порождают ненависть и насилие. Именно поэтому «Аджами» моментами сильно напоминает оскароносный фильм «Столкновение» (Crash, 2004) Пола Хаггиса. Но если Хаггис, следуя традициям американского хеппи-энда, приходит к тому, что доброе и светлое все равно восторжествует, то Шани куда более пессимистичен и реалистичен. Опасная близость «Аджами» к документальному жанру создает местами ощущение скорее репортажа BBC о тяжелой ситуации на Ближнем Востоке, нежели полноценного художественного фильма. «Аджами» совершенно точно не хватает душевности и теплоты, чтобы покорить зрителя, как это сделала прошлогодняя анимационная лента «Вальс с Баширом».

Особого внимания на Фестивале также заслуживает военная драма «Ливан» Шмуэля Маоза, посвященная событиям т.н. первой Ливанской войны 1982 г. Режиссер фильма берет за основу свои собственные воспоминания о том, что ему пришлось пережить во время ливанской операции. Жестокость, насилие, понимание несправедливости войны и необходимость морального выбора лично пережиты и, очевидно, именно поэтому так достоверно показаны в фильме «Ливан».

Ощущение безнадежности, доминирующее в первых двух фильмах, разбавляют несколько комедий и мелодрам, также представленных в рамках  Фестиваля. В частности, следует отметить ленту «В пяти часах от Парижа» Леонида Прудовского, имевшую большой успех, как вы думаете где? – правильно, в Париже. Легкий и приятный фильм о любви без арабо-израильской ненависти, политики и прочих наводящих грустные мысли вещей вполне порадует любителей мелодраматического жанра.

Драма  «Стены» может быть интересна отечественному зрителю разве что тем, что главную роль в фильме исполнила Ольга Куриленко, больше известная всем нам в качестве женщины Бонда. Героиня Куриленко – украинка Галя — работает штатным киллером местной мафии, а все для того, чтобы расплатиться с долгами и вернуться к дочке на Украину. Дальнейшие комментарии излишни.

Ну и наконец, куда же без еврейского юмора! В рамках мероприятия представлены две комедии – «Затерянные острова» и «Размер имеет значение». В частности, последний фильм о еврейских сумоистах (что само по себе довольно смешно) закрывает Фестиваль. Его организаторы постарались продемонстрировать нам широкий спектр жанров и стилей современного израильского кино, которое развивается с каждым годом и неизменно радует ценителей национального кинематографа.

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: