«Довольно добрый человек»: история о норвежцах

«Довольно добрый человек» — типично норвежский фильм. Меланхоличный, с мрачной атмосферой, в нем практически не светит солнце и все окрашено в по-скандинавски темные цвета. Здесь нет места страстям и сильным чувствам, и все герои кажутся комичными и смешными в своей северной суровости. Зато предостаточно юмора, немного грубого и по-северному хладнокровного, но уморительно смешного.

Ульрик, довольно добрый человек, с жиденькими седыми волосами, собранными в хвост, выходит из тюрьмы после 12 лет отсидки за убийство любовника своей жены. Учтивый тюремный надзиратель дает ему дельный совет «никогда не оглядываться назад» и бутылку пива, этакий символ свободной жизни. Двери тюрьмы открываются, и Ульрик оказывается в серой норвежской зиме, где ему предстоит встретиться со своими «дружками»-гангстерами, которые пытаются своротить его с праведного пути, со своей бывшей женой, с сыном, который за 12 лет его отсутствия превратился в добропорядочного мещанина и даже обзавелся девушкой, готовящейся родить. Новые знакомства у него тоже будут. В основном с женщинами, любвеобильными и весьма некрасивыми.

В роли Ульрика – швед Стеллан Скарсгард, один из любимых актеров Ларса фон Триера, сыгравший в фильмах «Рассекая волны» и «Догвилль». К тому же он вполне успешный голливудский артист, отметившийся в «Пиратах Карибского моря» и «Мamma Mia!». Роль в фильме норвежского режиссера Ханса Петтера Муланна, пожалуй, одна из лучших в его фильмографии. Именно благодаря его великолепной игре фильм из простого фарса превращается в трагикомедию, наполненную не только холодным, отрешенным юмором, но и какой-то едва уловимой северной чувствительностью, меланхолией.

Довольно добрый человек в исполнении Скарсгарда получился настоящим gentle man (по-английски название фильма звучит как “A Somewhat Gentle Man”). Обходительный, готовый откликнуться на любую просьбу ближнего (и не очень), будь то быстрый секс (эти эпизоды в фильме самые смешные), убийство или даже преждевременные роды. В такие минуты он забывает о собственных желаниях и действует так, словно боится не оправдать надежды. Старые «друганы»-гангстеры склоняют его к убийству стукача, который 12 лет назад засадил Ульрика за решетку, – чтобы неповадно было. Хозяйка его комнаты, толстая женщина лет под 60, с вечно грязными волосами, каждый вечер использует его как сексуального партнера, и он беспрекословно исполняет просьбу, подавляя нарастающее чувство голода.

Вообще, несмотря на жиденький седой хвостик грязных волос и отстраненное выражение лица, Ульрик превращается едва ли не в настоящий секс-символ и предмет похоти для окружающих женщин. А они настоящий типаж норвежского кино – отменно некрасивые, бесстрастные, абсолютно непривлекательные, суровые в своей прямоте и откровенности. Такого вы не встретите в фильмах, снятых где-нибудь в Центральной или Южной Европе, и уж тем более в Америке. На такое способны только северные, скандинавские режиссеры! Не зря же фильм сравнивают с картинами соседа Ханса Петтера Муланна – финна Аки Каурисмяки.

Но даже в норвежских фильмах солнце иногда светит. Став дедушкой, после того, как самостоятельно принял роды у своей невестки, Ульрик вдруг добреет к самому себе. Исчезает та самая эксплуатируемая всеми доброта, которая была основой его характера и мешала ему жить, расправить крылья и вдохнуть полной грудью, пусть даже и сигаретный дым.

Камера оператора Филиппа Огаарда (он, кстати, работал и над фильмом «Север» по сценарию Эрленда Лу, реж. Рунэ Денстад Лангло) сразу улавливает ясный свет солнца, рассеянный в небе. Где-то за кадром поют птицы. Лицо Ульрика преображается, на нем брезжит едва уловимая улыбка. Весна началась.

YouTube Preview Image
Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: