Богема

Румынский режиссер Роберт Дорнхельм, набивший руку на таких костюмированных драмах, как «Спартак», «Кронпринц Рудольф» и даже «Война и Мир», на этот раз переносит на пленку знаменитую оперу Джакомо Пуччини «Богема».

Париж девятнадцатого века. Латинский квартал. Четыре друга – писатель Родольфо (Роландо Вильясон), художник Марчелло (Георг фон Берген), музыкант Шонард (Эдриан Эрод) и философ Колин (Виталий Ковалев) – ведут жизнь полунищей богемы, снимая одну маленькую комнатушку и перебиваясь редкими заработками. Приближается Рождество, и они решают громко отпраздновать его в своем любимом кабачке. Дома остается только Родольфо, которому нужно завершить статью. Но сделать это ему так и не удается. Раздается стук в дверь, и Родольфо видит перед собой свою соседку Мими (Анна Нетребко), которая пришла попросить у него свечу.  Молодые люди влюбляются друг в друга, но еще не подозревают, какие испытания ждут их впереди.

Несмотря на известность оперы Пуччини, созданной на основе романа французского писателя Анри Мюрже, «Богема» ни разу не была перенесена на широкий экран. Это не может не удивлять, учитывая тот факт, что «Богеме» присущи все черты, характерные большим картинам – колорит жизни творческой интеллигенции, обреченная любовь, трагическая смерть. С одной стороны, великие оперы, снискавшие славу, кажутся благодатной почвой для экранизаций, но, с другой, режиссера подстерегает ряд опасностей. Во-первых, очень сложно адекватно передать в фильме эмоциональный натурализм и напряжение, присущие оперному представлению, не опускаясь до театральности и неестественности. Во-вторых, фильм должен представлять собой нечто отличное от постановки в театре, вносить свежую струю, чтобы зритель решил посмотреть именно кинематографическую версию.

Дорнхельм в своей экранизации полностью придерживается сценического варианта оперы. Кажется, он просто направляет камеру на главных героев, исполняющих свои партии. Несмотря на весь свой опыт, ему не удается передать дух оперы Пуччини, не удается тронуть зрителей даже в самые трагические моменты. Создается ощущение, что единственная цель картины –  познакомить более широкую аудиторию с оперной классикой и увековечить потрясающий дуэт Нетребко-Вильясон. Русское сопрано и мексиканский тенор, признанные одними из лучших исполнителей современности, не первый раз работают вместе («Любовный напиток», «Травиата», «Манон»), и между ними, несомненно, есть экранная химия. Вильясон убедителен в образе бедного поэта, сжигающего рукопись, чтобы хоть немного согреться, а Нетребко трогательна и непосредственна в роли Мими. Но как бы хорошо Нетребко и Вильясон ни справлялись со своими партиями, они всё же оперные певцы, а не киноактеры, и смотрятся гораздо органичнее на сцене, нежели в кадре. Но, в целом, «Богема» Дорнхельма, несмотря на неизбежную театральность, – это по-прежнему актуальная история о любви и смерти, рассказанная под аккомпанемент великой музыки Пуччини.

YouTube Preview Image
Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • Елена Ищенко Елена Ищенко
    19 сентября 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Первоначально, это вообще произведение Анри Мюрже «Сцены из жизни Богемы», которое уже два раза экранизировали.

    Я, к своему стыду, книжку закрыла после 30-й страницы, а вот фильм Каурисмяки посмотрела бы еще не раз!

  • Люба Хруцкая
    3 октября 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 1

    Существует жанр «телеспектакль», так вот это «киноопера», или «опера в кино», кому как больше нравится. Вполне вписывается в общую тенденцию смешения элитарного и массового. Только, если массовое подается в качестве шедевра — к нему приклеивается ярлык «постмодернизм», а вот элитарное, сделанное доступным для масс, становится попсой, даже не популярным искусством. И безусловно, что-то теряет, в данном случае это был «дух оперы Пуччини»)))

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: