Жара «совриску» не помеха: выходные с искусством

Несмотря на то, что крупнейшие государственные музеи закрылись в связи с погодными условиями, в Москве всё же есть, где провести «выходные с искусством». К тому же, жара несколько спала и передвигаться по городу от одной выставочной площадки до другой стало намного приятнее — тем более, что оно того очень даже стоит (а буквально стоить вам будет совсем недорого).

Продолжает работать ЦСК «Гараж», где, к сожалению, преждевременно закрылась выставка Марка Ротко — все по тем же, погодным причинам. Однако продолжают свою работу выставки группы АЕС+Ф «Пир Трималхиона» (до 29 августа), «100 лет перформанса» при участии Франческо Веццоли (до 29 августа). На время выставки последнего я невольно про себя стала Центр современной культуры называть «GAGAраж». Веццоли — тот самый автор перформанса при участии Lady Gaga и танцоров Большого театра. В отдельном помещении «GAGAража» можно увидеть как саму видео-документацию, так и костюмы танцоров от Миуччи Прады и «статические» визуальные работы Веццоли, в том числе перефразы плакатов Родченко и живописи де Кирико.

«Демократизм формы: наше ноу-хау – не хай-тек, а тяп-ляп! Социальная актуальность: утром в газете, вечером в видеоарте или лайтбоксе! Популизм содержания: чтоб было интересно и пионерам, и пенсионерам.»

А. Шабуров, участник группы «Синие носы»

В эти выходные в кино можно умудриться сходить беслатно из-за аномальной жары, но на Винзаводе можно найти кино альтернативное, из мира искусства — тоже бесплатно, но короче, да и где-то веселей. В прохладной Галерее М.&Ю. Гельман сейчас проходит выставка «Политическое и туристическое видео» группы «Синие носы» (до 10 сентября). Оно представляет собой программу фильмов за последний год, снятых по собственному методу художников — «видео на коленке». С присущей русскому менталитету изобретательностью, «носы» снимают «блокбастеры» (естественно, на остро-социальные темы), используя подручные материалы массовой культуры и играя на её же слабостях. Получается кино на злобу дня, не всегда высоко-эстетичное, скорее даже напоминающее «эстетику» fishki.net, но от этого не менее интересное произведение искусства. Сверхзадачей «Синие носы» назвали «создание более популистского „народнического“ вида искусства» — противовес искусству «в стразах».

Однако самым большим и цельным проектом, который желательно посмотреть разом, посетив вслед одна за другой обе площадки — это выставки в рамках Фестиваля коллекций современного искусства «Из чего делают искусство, что делает искусство» . Площадки (расположенные, кстати говоря, на кольцевых станциях метро) — это Винзавод и ГЦСИ. Все три выставки объединяет, прежде всего, то, что имена участников буквально все уже вошли в историю современного искусства.Ниже — снимки только небольшой части того, что можно увидеть на выставках.

Выставки на Винзаводе — «В настоящем (Au Present)» (до 25 августа) в Цехе красного и «Испытание реальности (L’expirience du monde)» в Цехе белого — объединяет одна из ключевых способностей искусства, а именно — взгляд на реальность под отличным от привычного углом. На первой выставке представлены работы как зарубежных, так и российских художников. «В настоящем»  объединяет десять авторов, так или иначе переосмысливающих окружающую вокруг них действительность, ставя вопросы и находя неожиданные ответы.

Никола Флок — «Морская башня» (2008) / Nicolas Floc'h — «La tour pelagique»

Петр Белый — «Соседи» (2004 — 2010) / Piotr Belyi — «My neighborhood»

Микрорайон из блочных домов, блоки которых представляют собой слайды старомодных проекторов — жизнь, запечатлевающая себя на снимках, или мировая история искусства, где одна работа соседствует с другой на общем ландшафте, доходя до нас в виде слайдов, демонстрирующихся на уроке МХК в школе на старом пыльном проекторе.

Юрий Альберт — «В галерее» (1987) / Yuri Albert — «In the gallery»

Юрий Альберт — «Московские выборы» (2009) / Yuri Albert — «Moscow pool»

Художник здесь, как и в работе, представленной выше, говорит о взаимоотношениях зрителя и искусства. В последней же ожидает и ответа — на те самые вопросы,  которые обозначены на табличках, подвешенных над урнами для «голосования».

«Испытание реальности (L’expirience du monde)» в Цехе белого (до 25 августа) буквально ставит реальность в привычном понимании под вопрос, а главное — берет на себя активное действие по ее «переворачиванию», изменению взгляда зрителя на привычные вещи. «Флагманами» этой темы становятся две видео-работы — Марселя Динаэ, который пустил включенную камеру по воде, таким образом, что на видео постоянно отображался «водораздел» обозреваемого пространства, и Бернара Войта, который сделал своего рода «слайд-шоу» из снимков, при взгляде на которые кажется, что это некая поверхность неизведанных планет. По факту же оказывается, что это лишь макро-снимки любопытных узоров, сложившихся в результате случайного расположения ворсинок на ковре в квартире художника. Мир — не такой, каким мы его обыденно видим.  Открыть его бесконечное разнообразие и вариативность точек зрения — одна из задач искусства.

Мирослав Балка  — «2*(216*35*65), 190*83*48» (1993) / Miroslav Balka «2*(216*35*65), 190*83*48»

Балка говорит буквально о телесной составляющей взаимоотношений человека и окружающего мира: о формах, в которых пребывает человеческое тело в течение жизни — кровать, комната, гроб и т.п. Все они так или иначе опираются на человеческие пропорции. О том, какие именно элементы окружения представляют собой эти объекты, своими пропорциями отталкивающиеся от тела человека, остается только догадываться.

Фабрис Ибер — «Человек из Бессин XX века» (1988—1955) / Fabrice Hyber — "L'Homme de Bessines XXeme siecle
"

«Зеленый человечек» в фонтане имеет определенную предысторию: изначально это был заказ города Бессин — бронзовые фигурки были установлены в районе муниципальной водопроводной сети. Этот объект стал продолжением истории, когда Ибер изготовил зеленый аналог и поместил его в бассейн, переворачивая привычную стереотипную картину прекрасных фигур-фонтанов, размещенных в городских водоемах. «Зеленый человечек» мало того, что зеленый, так еще и не особенно эстетически прекрасен.

Даниэль Споэрри — «Бретонская аптека» (1981) / Daniel Spoerri — «La pharmacie bretonne»

Художник собрал в объект целую работу по изучению священных источников Бретани, имеющих обширную географию и историю. В каждой баночке — образец воды из одного источника, название которого написано на этикетке. Объект искусства становится своего рода сакральным, содержащим некоторый запас чудес, одновременно отсылая к возможному аналогичному действию искусства как такового.

Патри Карре — «Ковер мгновенного действия» (1991) / Patrice Carre — «Tapis instantane»

Художник длительное время работал с фотографией, в особенности вопросом передачи движения с ее помощью, позже — со скульптурой. Ковер стал буквальной
иллюстрацией качества мгновенного снимка с одной стороны, с другой же — сочетание неоновых трубок и промышленного ковра выявляет некачественность ковра промышленного производства, аллегорически отсылая к моментальным снимкам как также продуктам массового «промышленного» производства.

Родни Грэм — «Кедр в Стэнли-парке №5» (1991) / Rodney Graham — «Stanley Park Cedar n5»

Художник снял обыденный привычный объект — дерево — по принципу камеры обскуры, т.е. перевернув изображение (о принципах работы камеры-обскуры можно почитать здесь). Таким образом, он буквально переворачивает наш привычный мир. Кроме того, скрытым смыслом здесь оказывается невозможность избежать конфликта между природным миром и его техническим освоением.

Вито Аккончи — «Переносной настенный бюстгальтер» (1990) / Vito Acconci — «Adjustable Wall Bra (Soutien-gorge mural adaptable)»

Объект изнутри обит мягкой тканью и, как указано в описании, может «превращаться в кресло, палатку, навес», а снаружи — покрыт бетоном. Внутри инсталляции, кроме того, расположено радио. Работа обращается к мотивам дома, защищенности.

Кристиан Болтански — «Архивы» (1988) / Christian Boltanski — «Archieves»

Художник работает с категорией памяти. Лицевые потерты детей, расположенные на стене вместе с жестяными коробками и подсвеченные лампочками, открывают обширный ряд ассоциаций с детством, которые варьируются в соответствии с уникальным опытом зрителя.

В ГЦСИ расположена 3я часть проекта — «После живописи (La Peinture Apres La Peinture)» (до 29 августа). Здесь собраны работы, так или иначе переосмысливающие вопрос живописи и картины, который на протяжении всего 20 века постоянно всплывал в открытом виде и получал индивидуальные ответы художников.

Бертран Лавье — «Пейзажная живопись и то, что за ней» (1979) / Bertrand Lavier — «Landscape painting & beyond»

Художник, известный так же по работе с реди-мейдами, перенесением объекта повседневности в поле искусства (весной прошла выставка именно таких его
объектов в ЦУМе
), и здесь ставит под сомнение вопрос доверия объекту искусства. Картина состоит из трех частей — две половинки одного пейзажа, одна из которых является фото-снимком, а вторая выполнена в живописной технике, и сторонний кусок  изображения, маскирующийся под часть этого общего пейзажа, но изображающий не существующую на самом деле натуру.

Франсуа Морелле — «Куб 5-95» (1985) / Francois Morellet — «Cube 5-95»

Расположив неоновые трубки в трехмерном пространстве и под определенным углом, художник предлагает зрителю самому совершить некоторую работу по пространственной геометрии и достроить до привычного плоского образа фигуру.

Саркис — «По мотивам Каспара Давида Фридриха. 8 фильмов» (2006—2007) / Sarkis — «Ensemble de 8 films. D'epres David Caspar Friedrich»

Работа представлена на 8 экранах, на каждом из которых воспроизводится процесс создания «живописи», имитирующей классические примеры живописных  полотен, акварельной краской по воде в некоей ёмкости.

Смотрите современное искусство — расширяйте сознание ;)

 

Еще по теме:

Марк Ротко. В неведомый мир.

Ловушка красивых картинок: АЕС+Ф в «Гараже»

Не «пиром» единым: другие работы АЕС+Ф

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: