Смертельно искусные: Энди Уорхол и Дэмиэн Херст

24e3be470815fac1482668422118ded5В Москве параллельно в двух галереях проходят выставки работ Дэмиэна Херста (Damien Hirst) и Энди Уорхола (Andy Warhol) – фигур, сравниваемых уже не раз. В «К35» количество работ вынудило устроителей разбить выставку на три цикла под общим названием «Энди Уорхол. Работы на бумаге. 1955—1985гг.». До 31 января там идет уже 2я часть под названием «Друзья» (о прошедшей – «Дивы» — можно почитать тут).

Галерея «Триумф» уже не первый раз привозит в Москву работы известного на весь мир британца Дэмиэна Херста – на этот раз новую серию «Мертвые». Она представляет собой разноцветные отпечатки черепов на бумаге с использованием фольги. Эта работа отсылает к мексиканскому обычаю отмечания Дня мертвых, во время которого принято вспоминать усопших, а визуальную часть праздника составляют сахарные черепа, украшенные лентами и цветами. Херстовские черепа – не новая тема для художника – раскрашены в разные яркие цвета, что всерьез напоминает манеру Уорхола.

Впрочем, это не единственно общее между двумя художниками. В интервью the Independent не менее известная современная художница Трэйси Эмин (Tracey Emin) сказала, что невозможно сравнить ее и Херста, а вот сравнение Херста с Уорхолом скорее имеет место быть.

Работа с искусством, как с продуктом – первое, что бросается в глаза, общее между Уорхолом и Херстом. А для успешной продажи продукта необходимо сделать из него бренд. Некролог New-York Times на следующий день после смерти автора «Мэрилин» начинался со слов «Лучшее произведение Уорхла – это сам Уорхол». Уорхол – бренд самого себя, а его бутылки Кока-Колы и банки супа – подавно. О черепе, инкрустированном 8601 бриллиантом под названием «Из любви к Богу» (For the love of God, 2007), руки Херста (самом дорогом в мире произведении искусства) современные художник Динос Чепмен (Dinos Chapman) сказал, что это работа гения – но гения не в искусстве, а в маркетинге.

for the love of god

Damian Hirst «For the love of God», 2007

И вправду, Херст «оброс» безумным количеством «сопутствующего». Так увлечение темой медицины привело к открытию ресторана «Аптека» (Pharmacy, 1997) в Ноттинг Хиле; в его магазине «Иные критерии» (Other Criteria) «уменьшенные копии» его работ продаются любому желающему за умеренные деньги в виде брелков, футболок, фотоотпечатков и прочих сувениров; не так давно Херст сотрудничал с маркой Levi’s, которые выпустили коллекцию с принтами с полотен художника. В свою очередь Уорхол в своей жизни успел поработать и с кино, и создавал модели одежды для агентства Zoli и Ford Modelling, появился в рекламе фирмы, оказывающей финансовые услуги. Сейчас Фонд Уорхла раздает лицензии на использование изображений на различных товарах – на досках Burton, на реальных банках томатного супа в универмаге Barney’s и проч. «Хороший бизнес – лучшее искусство», как говорил автор изображения той самой банки Campbell Soup.

Не менее известна легкость Уорхла в обращении с искусством. Когда его подруга Дороти Подбер (Dorothy Podber) прострелила «Красную Мэрилин» (Red Marilyn) из настоящего пистолета – Уорхол переименовал поврежденную работу  в «Застреленную красную Мэрилин» (Shot red Marilyn, 1967) и поднял цену.

red marilyn campbell soup

Andy Warhol «Red Marilyn», 1967; Andy Warhol «Campbell Soup» 1962

Про Херста известны истории, когда всего лишь подпись делала работу дороже. Так у репортера Sunday Times Э.Джилла  (A. Jill) был старый портрет Сталина, который аукционный дом Кристи (Chtistie's) в 2007 году отказался принимать на торги, мотивируя тем, что не торгует ни Гитлером, ни Сталиным. На что репортер спросил, что бы было, будь автором портрета Херст или Уорхол. В Кристи ответили, что с удовольствием бы его взяли. Джилл обратился к Херсту и попросил нарисовать Сталину красный нос – Херст так и сделал и подписал работу; Кристи портрет приняли и продал за 140 тысяч фунтов.

hirst stalin

Damian Hirst Stalin, 2007

Работа с искусством как брендом связана и с тем, что оба художника многое создавали (а в случае Херста – продолжают создавать) при помощи ассистентов, даже просто «подписывая» готовые работы, в которых художнику принадлежит только  идея, а исполнения часто бывает не его рук. Много где упоминают фразу Херста о том, что лучшие из «точечных» картин принадлежат руке его ассистентки Рейчел: «Мои лучшие точечные картины, которые у вас могут быть, нарисованы Рейчел». А собственноручно Херст сделал всего пять таких картин.

spot painting hirst

Damian Hirst spot painting

Серия портретов знаменитых клиентов Уорхола до сих пор не вся считается подлинной. Уорхол штамповал их как пирожки, сначала нанимая помощников, чтобы переводить фотографии на ткань, а затем передавая эту работу типографиям. Споры над многими работами идут скорее  о том, видел ли Уорхол вообще все работы до одной, одобрял ли их и собственноручно подписывал, или часть портретов прошла «мимо» художника.

Еще одной фундаментальной основой искусства обоих художников можно смело назвать превращение искусства в шоу, причем в шоу из простых, знакомых каждому, повседневных вещей. Игра с обыденностью и представление ее в провокационном ракурсе – провокационном, потому что превращение повседневной безделушки в предмет искусства есть ни что иное, как чистая провокация, которая так и не прижилась в сердце массового зрителя, а значит, не превратилась в обыденность.  «Поп-арт – один из способов любить вещи», — говорил Уорхол.

Так работа, за счет которой прославился Херст, — чучело акулы в формальдегиде под названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (The physical impossibility of death in the mind of someone living, 1992) – была не раз расценена как банальность, отсутствие какого-либо художественного жеста. Этому также способствовала история о том, что за два года до создания работы Херстом, в Шордиче в одном из магазинов его владелец выставил золотистую рыбу-молот. Возникал вопрос – отчего это не есть искусство тоже.

physical impossibility hirst

Damian Hirst «The physical impossibility of death in the mind of someone living», 1992

Аналогичной может быть и история с банками супа Campbell Энди Уорхола (Campbell Soup, 1998), которые тоже, кстати говоря, впервые его прославили как художника. В галерее все 32 картины были выставлены на белых полках – как реальные банки в супермаркете. В это же время возмущенные владельцы галереи напротив выставили в витрине настоящий суп в банках и подписали: «У нас настоящее, и всего за 29 центов». То же самое произошло и в истории с акулой Херста. Тот самый владелец магазина с золотистой рыбой-меч уже в 2003 году выставил свою акулу в Международной галерее Стакистов (стакисты – международное движение против концептуального искусства и антиискусства) в Лондоне с подписью «Мертвая акула – не искусство». Он также попытался ее продать за 1 миллион фунтов, подписав «Новогодняя распродажа: акула всего за 1 миллион фунтов; сэкономьте 5 миллионов по сравнению с копией Дэмиэна Херста». Однако же золотистую акулу никто так и не купил, а о судьбе реальных банок с супом история умалчивает.

Уорхол начинал как иллюстратор в рекламных агентствах, поэтому и многие его идеи черпались из рекламы и масс-медиа – очередного повседневного продукта, узнаваемого и знакомого каждому. Лестно о рекламе отзывается и Херст: «Мне, например, нравится реклама, то, как в ней используется визуальный язык».

У обоих художников в работах много цвета, много смерти, много китча. Уорхол рисовал цветы (Flowers, 1970) – Херст бабочки и цветные точки; Уорхол использовал блестящую крошку в создании серии изображений женских туфелек (Diamond dust shoes, 1980) – Херст инкрустировал в череп бриллианты, а для версии поскромнее создал отпечатки с алмазной крошкой.

flowers warhol butterflies hirst

Andy Warhol «Flowers», 1970; Damian Hirst «Kaleidoscope VII», 2004

С темой смерти долго и упорно играют и Херст, и Уорхол. «Тысяча лет» — ранняя работа Херста, с которой и началось поддержка Херста знаменитым коллекционером Чарльзом Саатчи, — показывала путь от жизни к смерти (в стекленной витрине сначала появлялись личинки мух, которые позли к «еде» — лежащей в следующем отсеке отрезанной коровьей голове, а затем погибали под электронапряжением на обнаженных проводах). В 2004 году в Нью-Йорке открылась выставка полотен Херста «Ускользающая истина» (The Elusive Truth), темой большинства которых являлась насильственная смерть.

elusive truth hirst

Damian Hirst «Autopsy with sliced human brain», 2004 (The Elusive truth)

Уорхол известен своими изображениями катастроф и смертей – серия «Пять смертей» (5 deaths, 1963) с перевернутой машиной, «Ядовитый тунец» — про отравление консервами, «Белое» — работа, изображающая модель, которая сбросилась с одного из зданий и упала на крышу лимузина.

5 deaths

Andy Warhol «5 deaths», 1963

Работы двух гениев искусства и/или маркетинга, за которые платятся рекордные суммы, можно посмотреть до 15 января (Дэмиэн Херст «Мертвые» в галерее «Триумф»; посещение по предварительной записи по телефону, указанному на сайте галереи) и до 28 февраля («Энди Уорхол. Работы на бумаге. 1955—1985гг.» в галерее «К35»; 2я часть выставки «Друзья» продлится до 31 января).

 

***

Энди Уорхол в книге «Философия Энди Уорхола от Э до Ъ и обратно»:

«Меня никогда не трогали собственные работы. Я делаю дешевую писанину и нравлюсь обычным людям»

«Каждый должен совершенно точно знать, сколько он стоит, чтобы не застревать на мысли, будто его продукт – это он сам, его слава и его аура»

«Меня не так привлекает вещь, как идея вещи. желание — почему я хочу шампанского, почему большинство людей любят шампанское — причина желания в том, что вдохновляет идея — шампанское! — точно так же, как вдохновляет идея икры. Шампанское и икра — это статус в чистом виде»

«Подойти вплотную к смерти — это все равно, что подойти вплотную к жизни, потому что жизнь — это ничто»

Дэмиэн Херст:

«Не могу дождаться того момента, когда я смогу делать действительно плохое искусство, и это будет сходить мне с рук. В данный момент, если бы я делал определенные вещи, люди бы посмотрели на них и сказали «да отъе…сь ты». Но со временем тебе все начинает сходить с рук»

Times Online, май 2003

«Очень просто сказать «Ну, даже я мог такое сделать». Дело в том, что «это» сделал я»

The Independent, 1995 г

«Мне нравится, когда фабрика производит вещи, при это вещи отделяются от идей, но мне бы не понравилось, если бы фабрика производила идеи»

Из книги Д.Томпсона «Как продать за 12 миллионов чучело акулы», 2007

«Дело в том, что события 11 сентября – это в некотором смысле произведение искусства. Это безнравственное, но хорошо организованное представление. Это было визуально продумано»

BBC News Online, сентябрь 2002

«Я умру – и я хочу жить всегда. Я не могу избежать смерти, и я не могу избавиться от желания жить. Мне хочется хотя бы мельком увидеть, что это такое – умереть»

Time Out London №1412, 2008

 

При подготовке материала использована информация из книг Д.Томпсона «Как продать за 12 миллионов чучело акулы», Э.Уорхла «Философсия Энди Уорхла от Э к Ъ и обратно», А.Боровского «Практически не изящные искусства» и открытых источников. В материале использованы иллюстрации с сайтов:  triumph-gallery.ru, myartspace.com, muzeocollection.com, artfiles.art.com, saatchi-gallery.co.uk, walkingollie.files.wordpress.com, artinfo.com, brilliantmagazine.com, ruedatropical.files.wordpress.com, warhol.org

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • Никита
    21 января 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Бред

  • оля.
    17 февраля 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    ни чего не бред.

    это просто надо понять.

    все их шедевры с глубоким смыслам.

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: