Работа группы MMAG «Аллегория совриска» находится перед входом в Галерею, заманивая зрителей
В Ночь музеев 15 мая в здании Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка, призванная по замыслу организаторов «реабилитировать» как зрителя, так и художника, избавить их от «эстетических недомоганий и заблуждений» с помощью всевозможных «тренажеров», «комплексов упражнений» и «произведений катарсического свойства».
В ту самую Ночь мы побывали в Третьяковке, сделали фото-отчёт происходящих процессов лечения и попросили Кирилла Алексеева (старшего научного сотрудника ГТГ, одного из кураторов выставки) рассказать о проекте:
«Экспозиция открывается работой Юрия Альберта и Виктора Скерсиса под названием «Моделирование эволюционных процессов развития современного искусства», лозунг которой гласит «Эта работа должна выглядеть так, как будто не было авангарда начала XX века». Это важный момент: зритель, таким образом, как бы заходит в экспозицию с чистого листа, при том, что это здание переполнено искусством 20 века.
Современное искусство всегда людей фраппирует — иногда фрустрирует, иногда пугает, по-разному. И соответственно наша выставка призвана снять такие неприятные иллюзии о современном искусстве. Сегодня современному обществу явно необходимо оздоровление, прежде всего эстетическое, и эта выставка своего рода диагноз и предложение пройти курс лечения.
Здесь выступают как известные люди, так и начинающие авторы. Потому что современное искусство – оно иерархично. Наша идея – видоизменить эту иерархию. Кроме того, получился проект именно международный – здесь не только российские художники, но и авторы из Франции, США, Германии, Финляндии и других стран. Экспозиция поделена на несколько частей: первый этаж «лежачий», второй – это фобии, третий – глаза, зрение.
Почти все работы здесь новые, мы (Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев – Отдел новейших течений ГТГ) делали это как конкурс. В итоге получили более 600 заявок, а здесь вы видите 42 художника. Мы сами не ожидали, что получим такой отклик, и теперь в будущем хотим продолжать эти инициативы, возможно, со временем учредить даже свою премию, премию Третьяковской галереи. Хотя стоит объективно признать, что прямо сейчас мы к этому еще не готовы.»
Юрий Альберт и Виктор Скерсис — «Моделирование эволюционных процессов развития современного искусства»
Пахом (Сергей Пахомов) во время своего длительного перформанса
Работа Арт-группы «ДИКО» — «Человек, блюющий радугой», повествующая о том, как искусство может стать таблеткой, способствующей выплеску невысказанных чувств, страхов и эмоций
Козорез А. и Маришина А. — «Врачу, исцелися сам!»
Сергей Катран — «Антифризовый Излучатель Счастья и Оптимизма — 1», «прибор», предназначеннный для равномерного облучения пациентов, испытывающий хандро-депрессивный синдром, вызванный отсутствием в году достаточного количества солнечных дней <...> Помните! Вы находитесь под воздействием подлинного произведения искусства, что накладывает на Вас дополнительные обязательства..."
Алексей Дьяков — «Зыбка. Точка совмещения»
(нажмите на картинку, чтобы её увеличить)
Группа «ПВХ» («Просто великие художники») — проект «Комната страха» о фобиях художников, которые выплескиваются и заново переживаются с тем, чтобы стать преодоленными
Арт-группа «PEACE.DA» — «Чистые помыслы» из проекта «Лингво-мимикрия», посвященного визуализации фразеологизмов и возврата им значимости через «катарсический процесс в сознании»
Сергей Катран — «Гравитационный уплотнитель времени». Объект состоит из 144 песочных часов по 10 минут времени в каждом, что в сумме составляет 24 часа, уплотненных до 10 минут. Призван реабилитировать людей с неуравновешенной психикой, испытывающих острую нехватку времени.
(нажмите на картинку, чтобы её увеличить)
Владимир Смоляр — «Апполооперация», объект по мотивам одноименного артистического действия по извлечению книги из головы поэта (полную версию можно посмотреть тут)
(нажмите на картинку, чтобы её увеличить)
Сергей Яралов — «Храните свой свет в надежных банках»
Алексей Жогов — из серии «...рисующий светом...»
Алексей Кострома — «Взгляд на солнце». Зрителю предлагается посмотреть 10 секунд на белую точку цветного экрана, а затем перевести взгляд на белый и увидеть невидимое
Антон Ольшванг — «Читающие глаза». В глазах читающего отображается реакция на образы текста; проект отталкивается от идеи о том, что текст — неестественная для человека форма передачи образа, а чтение — процесс преодоления текста.
Ксения Сорокина — «Красный маяк»
Молли Родькина — «Учитесь видеть»
Екатерина Ткач и Дмитрий Ткач — «Исцелившиеся временем (Памятный знак)»
Художники Artraum — проект «Первая дырка», состоящий из фотографий того, что остаётся на стенах после выставок, помещенных в медицинские шкафчики.
(нажмите на картинку, чтобы её увеличить)
Аннушка Броше — «Садово-парковый Пушкин-Малевич»
Во время Ночи музеев проект художника Дмитрия Зудова «Мартиротерапия» сопровождался музыкальным перформансом группы «Execution of music». Суть заключалась в извлечении звуков из орудий пыток — дрелей, ножей и прочих всевозможных приспособлений. Как признался сам художник, для него его работы в рамках проекта уже неотделимы от этой музыки. Проект «Мартиротерапия» посвящён христианским мученицам.
Фото — Антон Галущенко
Поделись с друзьями: