«Санаторий искусств» в ГТГ: всех вылечат

Работа группы MMAG «Аллегория совриска» находится перед входом в Галерею, заманивая зрителей

В Ночь музеев 15 мая в здании Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка, призванная по замыслу организаторов «реабилитировать» как зрителя, так и художника, избавить их от «эстетических недомоганий и заблуждений» с помощью всевозможных «тренажеров», «комплексов упражнений» и «произведений катарсического свойства».

В ту самую Ночь мы побывали в Третьяковке, сделали фото-отчёт происходящих процессов лечения и попросили Кирилла Алексеева (старшего научного сотрудника ГТГ, одного из кураторов выставки) рассказать о проекте:

«Экспозиция открывается работой Юрия Альберта и Виктора Скерсиса под названием «Моделирование эволюционных процессов развития современного искусства», лозунг которой гласит «Эта работа должна выглядеть так, как будто не было авангарда начала XX века». Это важный момент: зритель, таким образом, как бы заходит в экспозицию с чистого листа, при том, что это здание переполнено искусством 20 века.

Современное искусство всегда людей фраппирует — иногда фрустрирует, иногда пугает, по-разному. И соответственно наша выставка призвана снять такие неприятные иллюзии о современном искусстве. Сегодня современному обществу явно необходимо оздоровление, прежде всего эстетическое, и эта выставка своего рода диагноз и предложение пройти курс лечения.

Здесь выступают как известные люди, так и начинающие авторы. Потому что современное искусство – оно иерархично. Наша идея – видоизменить эту иерархию. Кроме того, получился проект именно международный – здесь не только российские художники, но и авторы из Франции, США, Германии, Финляндии и других стран. Экспозиция поделена на несколько частей: первый этаж «лежачий», второй – это фобии, третий – глаза, зрение.

Почти все работы здесь новые, мы (Кирилл Светляков и Кирилл Алексеев – Отдел новейших течений ГТГ) делали это как конкурс. В итоге получили более 600 заявок, а здесь вы видите 42 художника. Мы сами не ожидали, что получим такой отклик, и теперь в будущем хотим продолжать эти инициативы, возможно, со временем учредить даже свою премию, премию Третьяковской галереи. Хотя стоит объективно признать, что прямо сейчас мы к этому еще не готовы.»

Юрий Альберт и Виктор Скерсис — «Моделирование эволюционных процессов развития современного искусства»

Пахом (Сергей Пахомов) во время своего длительного перформанса

Работа Арт-группы «ДИКО» — «Человек, блюющий радугой», повествующая о том, как искусство может стать таблеткой, способствующей выплеску невысказанных чувств, страхов и эмоций

Козорез А. и Маришина А. — «Врачу, исцелися сам!»

Сергей Катран — «Антифризовый Излучатель Счастья и Оптимизма — 1», «прибор», предназначеннный для равномерного облучения пациентов, испытывающий хандро-депрессивный синдром, вызванный отсутствием в году достаточного количества солнечных дней <...> Помните! Вы находитесь под воздействием подлинного произведения искусства, что накладывает на Вас дополнительные обязательства..."

Алексей Дьяков — «Зыбка. Точка совмещения»

(нажмите на картинку, чтобы её увеличить)

Группа «ПВХ» («Просто великие художники») — проект «Комната страха» о фобиях художников, которые выплескиваются и заново переживаются с тем, чтобы стать преодоленными

Арт-группа «PEACE.DA» — «Чистые помыслы» из проекта «Лингво-мимикрия», посвященного визуализации фразеологизмов и возврата им значимости через «катарсический процесс в сознании»

Сергей Катран — «Гравитационный уплотнитель времени». Объект состоит из 144 песочных часов по 10 минут времени в каждом, что в сумме составляет 24 часа, уплотненных до 10 минут. Призван реабилитировать людей с неуравновешенной психикой, испытывающих острую нехватку времени.

(нажмите на картинку, чтобы её увеличить)

Владимир Смоляр — «Апполооперация», объект по мотивам одноименного артистического действия по извлечению книги из головы поэта (полную версию можно посмотреть тут)

(нажмите на картинку, чтобы её увеличить)

Сергей Яралов — «Храните свой свет в надежных банках»

Алексей Жогов — из серии «...рисующий светом...»

Юрий Белойван — «Инсульт»

Алексей Кострома — «Взгляд на солнце». Зрителю предлагается посмотреть 10 секунд на белую точку цветного экрана, а затем перевести взгляд на белый и увидеть невидимое

Антон Ольшванг — «Читающие глаза». В глазах читающего отображается реакция на образы текста; проект отталкивается от идеи о том, что текст — неестественная для человека форма передачи образа, а чтение — процесс преодоления текста.

Ксения Сорокина — «Красный маяк»

Молли Родькина — «Учитесь видеть»

Екатерина Ткач и Дмитрий Ткач — «Исцелившиеся временем (Памятный знак)»

Художники Artraum — проект «Первая дырка», состоящий из фотографий того, что остаётся на стенах после выставок, помещенных в медицинские шкафчики.

(нажмите на картинку, чтобы её увеличить)

Аннушка Броше — «Садово-парковый Пушкин-Малевич»

Во время Ночи музеев проект художника Дмитрия Зудова «Мартиротерапия» сопровождался музыкальным перформансом группы «Execution of music». Суть заключалась в извлечении звуков из орудий пыток — дрелей, ножей и прочих всевозможных приспособлений. Как признался сам художник, для него его работы в рамках проекта уже неотделимы от этой музыки. Проект «Мартиротерапия» посвящён христианским мученицам.

Выставка пройдёт до 30 мая.

Фото — Антон Галущенко

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • Петр Гущин
    19 мая 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    сколько всего!

  • Алена
    19 мая 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Вроде была там, а просматривая отчет, понимаю, что не все видела))

  • Сима
    20 мая 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Музыка на инструментах пыток — это нечто! Хотя без мцчениц было бы не то.

    Зашла по ссылке и изучила каждую мученицу в отдельности! Имена у них фантастические.

    Словом, все как всегда одни люди уничтожают других, а третьи возносят тех, кого уже истребили! И в общем — то, в чем же тогда суть!? Их то у же нет в живых!!!

    Абсурд миропорядка!??

    • 20 мая 2010 | Ответить

      Thumb up 0 Thumb down 0

      Этот проект впервые выставлялся на территории Проект_Фабрика, куратором была художница Диана Мачулина. Вот пара цитат из ее текста:

      «В традиционной религиозной живописи мученников изображали с инструментами, которыми их пытали — их святость была неотделима от мучений. Зудов разделяет мучеников и инструменты, отделяя личность от трагических обстоятельств.» Т.е. тело мученицы здесь отдельно от инструмента, а накладывается он только путем поворота створки.

      «Пытки извращали смысл вещей, призванных сделать жизнь человека легче, превращая мирные предметы в инструменты ужаса. Ножницы вместо того, чтобы кроить ткань и стричь овец, кроили тело и душу „заблудших овец“ стада человеческого. < ...> В открытой картине предметы на обратной стороне холстов вновь существуют вне применения к человеческому телу и могут восприниматься как благо и помощь человеку».

      "Удаляя орудия пыток с лицевой стороны холста, художник рисует не временные страдания жертвы идеологии, но их непреходящее величие. Мученицы могли бы стать образами из альтернативной «истории побежденных», которую хотел бы написать философ Мишель Фуко в противовес существующей «истории победителей!. Возвращается истинное значение тела, ренессансное восхищение перед красотой человека.

      Картины, которые могут поворотом створок пытать и воскрешать изображения, ставят перед зрителем вопрос — что видеть на картинах — потенциальных жертвы или героинь, достойных восхищения, предметы разрушающие или созидающие? Выбор за зрителем.Эта серия картин потому и называется „мартиротерапия“, или „лечение мучением“, что дает возможность поставить эксперимент над своими чувствами.»

  • Сима
    21 мая 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Спасибо за ответ! Мне все же кажется, что личность не может существовать отдельно от страданий, которые она пережила или которые ей предстоит пережить!

    Более того, ведь именно это, на мой взягляд, делает их героинями! Я наставиваю героинями! И движение створки — это как показ реального положения вещей, которое и определяет героизм мучениц. То что ты видишь сначала — это то самое красивое «ренессансное тело», а уж потом возникает инструмент, который вот — вот это тело раскороит!

    Но в любом случае с автором спорить не буду. В этом и прелесть видеть свое, отталкиваясь от единого образа!

  • вяч
    23 мая 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    н...да...постмодернистический дэграданс...

    эдак и художником уже стыдно называться стало...приехали

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: