«Прожженые снимками» страницы Ирвина Пенна

Al Pacino, New York, 1995

Составляющие были всегда постоянны и до предела просты: рулон бумаги, два вертикальных   плоских листа, часть ковра, фотоаппарат Rolleiflex и наклонная тринога. Но, так или иначе, он никогда не повторялся. Именно этому персонажу посвящена выставка в National Portrait Gallery в Лондоне, проходящая до 6 июня – Irving Penn «Portraits».

Главная отличительная черта Ирвина Пенна — изоляция предметов от их привычного контекста и доведение их до графического совершенства. Только так, по мнению фотографа, можно сконцентрировать зрительское внимание на снимке, придать характер каждой работе. Лучшим освещением он считал дневной свет, говоря о его «восхитительной сладости», которую невозможно создать любым другим освещением. Он позволял ему прятаться в морщинках век, зубной эмали, в щетине подбородка, в жидкости, которая скапливается в уголках глаз.

Его знаменитый угол (соединенные две вертикальные плоскости), который он «изобрел» в 1951 году, настолько многозначен, что в  что каждую новую фотографию с его “участием» мы трактуем иначе, нежели предыдущую. Кому-то этот угол представляется уютным укромным уголком, а кому-то — капканом, клеткой или тюремной камерой. В этом углу стояли Ноэль Ковард (Noel Coward), герцогиня Виндзорская, Спенсер Трейси (Spencer Tracy), Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) и  Джорджия О'Киф (Georgia Totto O'Keeffe). Даже старинный ковер, купленный  на Третьей Авеню, Пенн сумел сделать многогранным «натурщиком»: части ковра отличались по тону, и фотограф просто менял его положение, создавая новые сочетания узоров и игру цвета. На его фоне были запечатлены Джон Дьюи (John Dewey) и Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock).

Первая обложка со снимком Ирвина Пенна журнала Vogue в октябре 1943

1 октября 1943 года можно считать вторым днем рождения Ирвина Пенна — днем рождения фотохудожника Ирвина Пенна. В этот день его натюрморт из коричневой кожаной сумки, бежевого кашне и перчаток, цитрусовых и топаза был опубликован на обложке журнала «Vogue». В то время Пенн работал там ассистентом арт-редактора журнала Александра Либермана (Alexander Lieberman). С тех пор снимки фотографа начинают преобладать на страницах «Vogue», но в 1952 Либерман сообщает Пенну, что руководству журнала перестали нравиться его работы, они буквально «прожигали страницы». «Потом я понял, что они хотели от меня славных, сладких, чистеньких картинок с хорошенькими девочками. Я стал их делать, и меня начали печатать по 200-300 страниц в год», — сказал позже Пенн. А потом добавил, — «До тех пор я старался делать фотографии, после этого я начал производить предметы потребления». К большому счастью, коммерческая фотография Пенна не положила конец фотографии авторской, теперь его работа и творчество шли параллельно друг другу.

Вопреки бытующему о фотографах мнению, что они стараются угодить модели или заказчику, Ирвин Пенн говорил о себе так: «Мой клиент — это женщина в Канзасе, читающая «Vogue». Я стараюсь заинтриговать, возбудить, порадовать ее». Однажды Пенн спросил у одного из своих натурщиков : «Что это — осознавать, что глаза, которые смотрят на тебя, это глаза 1 200 000 людей?»

Это могут знать только они, его натурщики: Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Сальвадор Дали (Salvador Dali), Кристьян Диор (Christian Dior), Дьюк Элингтон (Duke Ellington), Грэйс Келли (Grace Kelly), Эдит Пиаф (Edith Piaf), Аль Пачино (Al Pacino), Гарольд Пинтер (Harold Pinter)... Его работы находятся в крупнейших галереях мира, а в 1958 году журал «Popular Photography» назвал его имя в десятке величайших фотографов мира.

Увидеть последние 70 лет мировой культурной истории глазами Ирвина Пенна можно в «National Portrait Gallery» в Лондоне до 6 июня.

В материале использованы иллюстрации с сайтов: afterimage.com, quotidianonet.ilsole24ore.com, lexpress.fr, katzhome.com, picsearch.com, hermitagemuseum.org

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • alina_G
    10 марта 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Аль Пачино сводит меня с ума!!!!

    Лондон,к сожалению, далековато)))

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: