Проект Фабрика до 25.04 | Новые и одинокие

Caroline Chevalier — Anna

Тема «Перспективы» в рамках Фотобиеннале 2010 на территории Проект Фабрика открылась сразу тремя выставками – молодых перспективных французов и россиян. Все они играют со схожими на удивление темами, что в очередной раз подтверждает, что мир стал «плоским» — проблемы, мысли, чувства зачастую интернациональны.

Лейтмотивом всех трех выставок в пространстве Фабрики является одиночество — предмета, человека или даже пространства. Но одиночество не как что-то по определению негативное и приносящее боль, а как состояние, открывающее новые, иные грани. Как написал Иван Михайлов, чьи снимки находятся в Зале грунтовальной машины, про то, что такое одиночество: «болезненное и угнетающее состояние, от которого бежишь и в то же время понимаешь, что оно необходимо тебе как воздух».

В Зале Оливье – французский проект четырех фотографов под названием «В ночи».

Если бы не было известно место съемки серии работ «Пауза. Технические подробности» Иоанна Гозара (Yohann Gozard), все пейзажи вполне можно было бы принять за российские: типичные металлические коробки, линии электропередач, редкая, чахлая зелень... Но что-то здесь не так. И лишь присмотревшись, замечаешь, что невозможно определить время суток на снимке. Просто потому, что его нет. Гозар делал несколько снимков одного и того  же пейзажа несколько раз в разное время, после — накладывал друг на друга и...получал безвременье. Таких «пунктов безвременья» — тысячи и, кажется, что они вовсе необязательный атрибут нашей реальности, но именно через них проходят дороги, рельсы, провода, именно там стоят электростанции, поставляющие движение в наш безумный, бурлящий мир. Ни в одно время суток нельзя увидеть все детали — день или ночь их ограничивают своим особым освещением. Наложение снимков делает возможным увидеть все.

Yohann Gozard

В другой серии — «Черный свет» — Гозар никогда не показывает объект напрямую, иногда его вообще практически не видно. Освещение он выбирает естественное — огни ночного города, которые видны лишь контуром. Он и вправду «рисует светом». В этих работах есть динамика: зритель проходит путь от глубокой темноты, от еле различимых предметов до снимков, залитых светом.

Тема ночи продолжается в работах двух других французских фотохудожников: Оливье  Мецгера (Olivier Metzger) и Оливье Мирге (Olivier Mirguet). Мецгер в своих «Ночных кадрах» «стреляет в ночь». Его мишенями становятся привычные нам объекты: ночной сторож, дом, неизвестно откуда взявшаяся лошадь. Но на снимках они другие. Здесь они лишены контекста, здесь их не «перекрикивает» их привычная обстановка, здесь они обретают своей собственный характер, свою индивидуальность – освещенные лишь куском направленного света.

Olivier-Metzger

Если у Мецгера темнота — это фон, то у Мирге ей отведена главная роль. В серии «Наблюдения. Лос-Анджелес» темнота воплощает собой оборотную сторону дневного глянца и лоска Города Ангелов. Здесь под ее покровом вершатся преступления, насилие вырывается наружу, а на асфальте не кетчуп, а кровь. Опустевшие улицы, витрины магазинов  теперь сами стали декорациями для драм, драм без сценария. Мирге снимает те куски ночной реальности, которые высвечиваются прожектором полицейских вертолетов – они вылетают на осмотр местности при любой информации о подозрительных объектах.

Olivier Mirguet  «L.A. Supervisions»


Единственная представительница слабого пола (французские феминистки нас бы за эти слова осудили) на выставке — Каролин Шевалье (Caroline Chevalier). Каждая ее работа серии «Хрупкие героини» носит имя модели: Анна, Валери, Жюли, Эмилия... Они разные, но они не вместе. Героини одиноки, измучены, они сливаются с окружающим пространством. Но, несмотря на их хрупкость, они не слабые. Внутри у каждой есть стержень, а в глазах — вызов. Их одиночество – от окружающих, от интерьера – становится проявителем их силы, которая в других условиях казалась бы хрупкостью.

В Зале грунтовальной машины два проекта. «Missing_space. Донбасс» Наташи Павловской показывает следы эксперимента двадцатилетней давности над Луганской и Донецкой областями, который должны были стать «пролетарским раем». На черно-белых снимках, вместо райской кущи — мусор, терриконы,  поросшие деревьями, опустевшие сады, воронье и брошеные людьми целые города, города-призраки. Наталья и до этого интересовалась «забытыми» местами  и людьми: на  Фотобиеннале 2008 был представлен ее проект «Вымпел» — съемка одноименной типографии, где люди как будто зависли во времени в месте, которое уже никому не нужно.

Второй проект —  серия «Пространство для одиночества» Ивана Михайлова . Каждая работа состоит из двух снимков. На том, что поменьше, изображен человек, а на большем запечатлен предмет или пространство. Человека часто отождествляют с его социальной функцией, возникает непонимание и, как следствие, одиночество. Женщина — старая, сломанная кухонная плита; банковкий клерк- кипа бумаг; девушка — старая, исчерканная надписями и сердечками арка. Функция всегда больше человека, но человек ее шире — этим извечным конфликтом проникнута вся серия.

Ivan Mikhailov

Когда одиноко и тесно, хочется сбежать. Хоть куда-нибудь. Работы Марго Овчаренко в Корпусе №8 под общим названием «Escape» иллюстрируют такой побег.  В тексте к проекту Марго требует, чтобы «в декларации по защите прав детей, в декларации по защите прав человека, во всех конституциях был пункт о том, что все имеют право сбежать. Школьник имеет право сбежать с урока, собака может убежать от хозяина, а любой человек, только-только связанный узами работы, особенно если у него есть верная подруга, имеет право с этой самой работы сбежать. Хочу, чтобы была действительная возможность сбежать из города, в котором тебе неуютно и некуда идти, шанс не ходить в университет, в котором тебя ничему не учат, и на работу, на которой ты ищешь любой легальный и не очень способ отвлечься.». Персонажи снимков именно что и сбегают – в личное пространство, далеко от мира. Но только, «чтобы я могла убежать от всего этого, только зная наверняка, что мне есть куда вернуться».

Margo Ovcharenko «Escape»

Сбежать в мир молодых современных фотографов и вернуться с новым взглядом можно на территории Проекта Фабрика до 25 апреля.

Еще по теме: другие избранные события Фотобиеннале 2010

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: