В далеком начале прошлого века, пока Россия занималась своими многочисленными революциями и построениями прекрасного солнечного будущего, уроженец Перми, петербургский студент и впоследствии культурный деятель Сергей Дягилев поехал показывать русское искусство Западу и своими недюжими организаторскими способностями увез туда немало русских талантов. Более того, пока Россия продолжала заниматься своими делами, из фанатизма Дягилева по всему русскому родилось явление, потрясшее весь мир и давшее мощный толчок развитию моды и культуры. Только это уже произошло за пределами родины Дягилева, куда все его достижения дошли ой как не скоро – только годам к 60-м.
В Третьяковке на Крымском валу открылась выставка «Видение танца», приуроченная к 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В России такого масштаба выставка костюмов, фотографий и эскизов впервые: здесь объекты из коллекции ГТГ, Нового национального музея Монако, множества частных коллекций. Помимо неземной красоты рисунков Бакста, Бенуа, Матисса, Гончаровой, Ларионова, Головина, Рериха и многих других мастеров, у русской публики появилась возможность увидеть занавес по эскизу Пикассо, афиши руки Кокто, множество фотографий. На выставке представлены около 50 костюмов, а также видео-эпизоды реконструированных балетов. Довершает атмосферу станок из репетиционного зала Петипа и пуанты Тамары Карсавиной.
Сама организация выставки, увы, не идеальна. Попытка разделить экспозицию на периоды (русский, ориенталистский и конструктивистский) привела к карнавальной мешанине красок перед глазами. Но это ничуть не уменьшает того удовольствия, которое получит зритель. Смотреть эту выставку надо. Прежде всего, потому, что такого количества красоты удивительной и неповторимой, собранной в одном месте не было возможности увидеть в Москве давно. Московский зритель привык к тому, что экспозиции музейно-просветительского толка на фоне эпатажного современного искусства обычно теряются. Здесь же ситуация иная.
Как и Дягилев, когда-то поставивший на первое место костюмы и декорации, ущемляя в своих правах хореографию, так и на выставке: основное, что видишь в полной мере — это декоративная составляющая феномена «Русские сезоны». Почему «феномен»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть чуть дальше – в историю о том, с чего все начиналось.
Дом семьи Дягилевых современники называли «Пермскими Афинами» — там регулярно собиралась творческая интеллигенция, проводились литературные чтения и музыкальные вечера. Неудивительно, что, окончив юридический факультет в Санкт-Петербурге и получив параллельно музыкальное образование, Дягилев стал активно работать с искусством.
Знаковым событием стало создание творческого объединения «Мир искусства» и одноименного журнала. Участники объединения видели в искусстве инструмент осмысления и преображения мира, и, следовательно, оно было неразрывно связано с философией и религией. Более того, эта идея в будущем привела как раз к созданию «феномена» русских балетов – синтеза музыки, рисунка и хореографии. Объединение вело активную выставочную деятельность, а журнал пропагандировал как современное западное искусство, так и «реабилитировал» русское искусство прошлых лет. «Мир искусства» открыл русской публике финскую и скандинавскую живопись, активно сотрудничал с литераторами-символистами. Позже современники назовут заслугой журнала обновление и возрождение русской художественной культуры.
Журнал просуществовал с 1898 г. по 1904 г. благодаря частному меценатству, а затем императорским субсидиям. Когда финансирование прекратилось и журнал пришлось закрыть, Дягилев начал свой последний в России проект – масштабную историческую выставку портретного искусства. Выставка состоялась. Однако закрыть ее пришлось раньше, а идея создания из выставки музея так и не осуществилась – шла японская война, разрасталась революция, государству было не до этого.
Тогда с 1906 года Дягилев едет за границу и начинает новый этап – ознакомление Запада с русским искусством. Дягилев говорил, что его «всегда поражало и оскорбляло <…> незнакомство иностранцев с представителями русского искусства». Начало было положено концертами русской музыки и оперными спектаклями, затем к этому параллельно присоединились художественные выставки. С 1909 года в Париже начались те самые «Saisons Russes», что стали синтезом искусства изобразительного, музыкального и хореографического.
Первые балеты, которые увидела Европа, были связаны с культурой русской и восточной – это «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатра», «Шехерезада», «Жар-птица» и ряд других. Тогда же и началась болезнь Европы всем русским, ориентальным, в целом экзотичным. Привыкшая к сдержанности, строгости и элегантности, Европа была сражена многообразием орнаментов, красок, материалов и техник, которые использовались в костюмах и декорациях. С 1912 года Дягилев начинает сотрудничать с иностранными мастерами. Среди них Пикассо, Матисс, Де Кирико, Дерен. В это время в сюжетах преобладают уже неоклассицистические тенденции – примером тому балеты «Послеполуденный отдых фавна», «Дафнис и Хлоя». В 20-х гг., вслед за развитием стилей в искусстве, в балетах преобладают элементы конструктивизма: «Стальной скок» и «Кошка» уже совсем не похожи на то, что Дягилев привез в далеком 1909 году.
Выставка справедливо названа «ВидЕнием танца» — для России балеты Дягилева так и остались «видением». С началом Первой мировой Дягилев окончательно уехал из страны и создал за границей постоянную труппу. Он не успел доехать с гастролями до родины: в России эти балеты так никто и не увидит до первых их реконструкций в 1960-х гг.
Сейчас в стране по имени Россия, чья балетная школа по-прежнему считается уникальной, но отнюдь не поддерживается, все также считают, что « Русские сезоны» – полноправно русское создание. Но является ли оно таковым, когда половину своей деятельности Дягилев осуществлял уже за пределами страны? Обсуждать такие вопросы сейчас уже глупо – все, что имеется на счету культуры, имеется на счету общем, мировом. Век спустя хочется задаться только одним вопросом: осталась ли ситуация такой же? Появились ли у нас через сто лет условия, чтобы такие мощные таланты не только рождались, но и имели возможность развиться?.. И что ждет классический русский балет, принесший так много славы своей стране – нужен ли он кому здесь?..
Посмотреть выставку можно до 31 января 2010 г. каждый день с 10:00 до 19:30 кроме понедельника.
В статье использовались изображения с сайтов: nypl.org, artpages.org.ua, img.lenta.ru, ixbt.com
Поделись с друзьями: