Забавная вещь произошла с выставкой специального гостя Биеннале Люка Тюйманса (Luc Tuymans) «Наперекор дню»(Against the day) в пространстве Baibakov Art Projects. Но о вещи в конце, а сначала — о выставке.
«Наперекор дню» завершает трилогию, которая, по словам никогда не улыбающегося художника, рассказывает об утопии. В нее входят выставки «Привидения» (Les Revenants) и «Навсегда: управление чудом» (Forever: the management of magic). Последняя выставка (первая в Москве) — об окончательном уничтожении утопии как идеи.
Тюйманса часто отмечают фактом того, что он работает именно в технике живописи. Причем в данном случае здесь подразумевается прямая связь того, что художник видит, к тому, что появляется у него на холсте. Но ключевой момент в том, что «реальность» Тюйманса глубоко виртуальна — это фотографии и видео плохого качества, пестрящие смазанностью пикселов, найденные в интернете. Эта самая приславутая «виртуальность» стала полноценной частью нашей реальности.
Художник выхватывает куски и фрагменты того, что тысячу раз мелькает перед нами на мониторах компьютеров и лэптопов каждый день. Помещая на холст, заставляет секунду длиться долго, дает возможность бесконечно разглядывать один момент из миллиона. Цвета работ нарочито нейтральны, неярки, спокойны. Также спокойны и хладнокровны, как и наше восприятие реальности, оцифрованной реальности с обесцениванием мельтешащих событий. Как раз-таки это спокойствие и очевидность сюжетов приводит в ужас.
На одном из холстов (Stalker) Тюйманса кадр из видео, где снайпер прицеливается в свою жертву и в следующую секунду произойдет выстрел — пастельными тонами прорисован очертания машины, а сверху темным — разметка прицела. На другом (Big brother) — размазанный кадр из трансляции шоу «Большой брат». На третьем — вовсе лысеющие затылки. Есть даже и автопортрет (iPhone), сделанный с помощью главного модного гаджета последних сезонов — айфона. Список можно продолжить — всего работа на выставке 20. Однако даже по сюжетам понять не сложно, что без знания смысла и контекста чисто эстетически эти работы не привлекают. Идея проекта побеждает ее воплощение в жизнь.
А теперь о забавной вещи: в пространстве Baibakov Art Projects во внушительном белом зале (кстати, даже с колоннами) работы развешены на огромном расстоянии друг от друга, а между ними бродят...охранники в костюмах. Тишина, окружающая пустота (даже при большом количестве посетителей она не исчезает), нарочито хладнокровное повествование работ и шаги охранников повсюду — не прекрасное ли использование пространства для создания адекватного идеи художника ощущения?..
Почувствовать себя в глобальной ловушке, где за тобой постоянно наблюдают отовсюду, можно до 22 ноября. Главное только потом, покинув выставочное помещение, не забыть, что это был лишь художественный месседж. Если получится.
Поделись с друзьями: