Обзоры винных заводов...

...и еще немного о выставках в Москве моим сугубо-субъективным взглядом.

В галерее «Айдан» открылась очень хорошая выставка (до 9 мая). Изначально я только про нее одну и хотела написать. «Современное актуальное искусство Азербайджана» — это взгляд на искусство, призывающий уйти от стереотипов о национальных особенностях, сложившихся в сознании у зрителя. Эти особенности безусловно есть, но это уже не та экзотичность и восточность в общепринятом смысле слова.

Великолепная работа Тарлана Горчу (каюсь, забыла название точное, но точно про любовь)  — фотографическая серия соединенных изображений виноградной лозы на белом фоне — как бесконечный ритм сердца, как броски по жизни вверх и вниз, взлеты и падения. Очень лаконичная, созерцательная и мудрая  работа.

На стене от нее справа — видеоработа Фарида Расулова, в которой мясник методично разделывает тушу барана. Вернее в обратном порядке — в конце видео мы видим целую тушу. Зрелище не из приятных. А ознакомившись с описанием, зритель узнает, что на видео запечатлен дядя художника, страдающий сахарным диабетом, который никогда не получит возможности сам попробовать то, что является результатом его работы.

Самая интересная, на мой взгляд, работа располагается в отгороженном пространстве. Из пластиковых трубок, имитирующий трубопровод, составлена хаотичная композиция. С одного и с другого угла попеременно направляется луч света, который на одной стенке из теней труб вырисовывает надпись «crisis», а на другой «ha-ha». Комментарии излишни.

Тарлан Гарчу; Рашад Алекперов «Crisis — haha»

В галерее «XL» инсталляция «Идеальное излучение» Ивана Плюща (до 30 апреля). Здесь можно побродить среди полувылезающих как будто из-под пола шин и полюбоваться у потолка бочками как бы из под нефти, сквозь которые пробивается искусственный свет. Таков излишний, даже гипертрофированный реализм смыслов и привычек существования обывтеля. А как написал сам Плющ: «вам надо увидеть искусственное небо сквозь ржавые бочки — мое идеальное излучение, и тогда вы, возможно, сможете прожить хоть один день без мобильного телефона». Научитесь видеть солнце, а не нефте-доллары, собственно говоря.

Иван Плющ, «Идеальное излучение»

А в галерее «М.&Ю.Гельман» до 22 апреля по-прежнему утопические меланхоличные визуальные размышления Алексея Каллимы на тему уже  не существующей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики, а конкретней — ее женской собрной по прыжкам с парашютом. На больших полотнах донельзя оптимистичными цветами изображена сборная в процессе тренировок — прям-таки светлые грибочки на оранжевом фоне. Обращение к образам парящих в небе не с проста — ведь это та самая социалистическая свобода перемещений, которая вроде-бы-как-бы-когда-то-якобы была. Сейчас то ее точно нет.

Алексей Каллима, из серии «Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом»

А теперь о нехорошем на Винзаводе. Зимний музей marka:ff в силу усердной работы своих пиар-менеджеров уже не отделим от Stella Artois, который все усерднее поддерживает проекты своими навязчивыми логотипами и фирменной мелодией, звучащей разрывающе сознание на входе в Большое винохранилище. Третья часть проекта зимнего музея - Novanta (до 11 мая) — представляет собой творческое переосмысление художницей Катей Бочавар (которая, кстати, оформляла российский павильон на последней Венецианской биеннале) трех фильмов Феллини и Гуэрры, а также попытку заиграть с пространством. И переосмысление и заигрывание с пространством, как мне показалось, так и остались на уровне попытки. Как сказано в пресс-релизе, «Прорабатывая детали и расставляя акценты, Катя Бочавар исследует художественные и стилистические приемы двух великих мастеров итальянского кинематографа 60-80-х годов <...> В Большом Винохранилище Центра современного искусства ВИНЗАВОД – под землей, без естественного освещения, в соседстве со старинной кирпичной кладкой и глянцем облицованных плиткой тоннелей, шум города утихает, течение времени перестает быть заметным, оставляя возможность полностью погрузиться в киновселенную, созданную Федерико Феллини и Тонино Гуэррой». Уважаемые, предупреждаю, там жутко холодно и сыро.  По идее, обшарпанные пространства Винзавода должны были вызвать ощущения старости и «откопанности», а темнота и тишина — созерцательности и спокойствия. Так вот, единственное ощущение, которое вызывается по факту — что это какое-то громогласное надувательство. А насладиться стилистическими приемами двух мастеров, не имея до этого о них представления, точно не получится, а если имея — лучше получится дома с уютным диваном и DVD. Самое и вправду симпатичное в работе с пространством — это проекция на плиточные полусферные потолки Винохранилища — от чего полявляются «полоски» света в пространстве, искрящиеся относительно количества света в картинке.

А вот куда точно специально не имеет смысла ехать (и это уже НЕ Винзавод) — сейчас на выставку In memoriam (до конца апреля). Хотя я и очень люблю галерею RuArts. Замысел экспозиции — переосмысление культа личности в современном медиа-пространстве. На выставке работы прошлых годов, но явно не сочетающиеся между собой по «калибру» (галерея — это, все же, не музей, так что это закономерно). Пожалуй, единственно забавно-интересное наблюдение (которое я про себя назвала «Пять покойников по цене... бесплатно») — две работы Юрия Шабельникова 1998 и 2006 года. Первая — изображение Ленина в мавзолее в гробу, но в виде...торта, вторая — пять светленьких гробов со светленькими куклами в виде Энди Уорхлом. Исходя из логики, заявленной в описании выставки, это так скажем, кумиры современного художника.

Юрий Шабельников, «Ленин», 1998; Юрий Шабельников, «Andy... Andy...», 2006

Смотрите современное искусство — расширяйте сознание :)

В материале использованы иллюстрации с сайтов: xlgallery.ru, winzavod.levejournal.com, winzavod.ru, markaff.ru

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • 13 апреля 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Потрясающий обзор! Лично я в восторге и от содержания, и от формы изложения.

    Прямо-таки браво, Оля! :)

    И совершенно не по теме, но эта самая работа Тарлана Горчу почему-то напомнила мне о вот таком прекрасном сайте — soytuaire.labuat.com

    • 13 апреля 2010 | Ответить

      Thumb up 0 Thumb down 0

      Merci :)

      оооо, потрясающий сайт, у меня улыбка с лица не сходила до самого конца трэка :))) что то сумасшедшее )))

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: