Именно такую фразу я услышала на днях от одного из посетителей ММСИ в Ермолаевском переулке на выходе с выставки «Москва-Париж» в рамках Фотобиеннале 2010. 4 этажа музея — и все под снимки российских и французских фотографов, их видение заграницы — в лице Парижа и Москвы. И взгляд их раличается — по настроению, по цветам. Вопрос только — отличается ли отношение и менталитет или все же сами города — остается открытым. Ниже немного собственно мне понравившегося на выставке — это же все-таки блог. А Вы сходите сами посмотрите.
Французов в Москве заинтересовали не туристические достопримечательности, а повседневность — часто не в сердце города, старой Москве, а в спальных районах. Хотя и здесь Москва глазами иностранца почти не узнается.
Люк Бегли (Luc Boegly); Стефан Кутюрье (Stephane Couturier)
Люк Бегли (Luc Boegly) сделал серию из снимков московских набережных. На этих снимках Москва стала двухмерным конструктором — плоские темные и белые пятна выстраиваются в угловатые картинки. Стефан Кутюрье (Stephane Couturier) снял Москву как коллаж из разноцветных строек — кадры города здесь как смесь горных пород, которые слоями разных оттенков чередуются друг с другом. Сандрин Эльберг (Sandrine Elberg) вышла к людям: в серии «В гости» она снимает москвичек в их привычном интерьере. Эльберг сама корнями имеет отношение к России — ее прадет был русским, жил в Одессе.
Сандрин Эльберг (Sandrine Elberg): Автопортрет, Москва, 2004; Лиза у себя, Москва, 2009; Светлана у себя с Кариной, Москва, 2006
Российская часть выставки — про Париж — намного оптимистичней и искрометней. То ли дело во все еще сохранившемся восторженном отношении к загранице (правда вопрос — отношении фотографа или зрителя?), то ли в национальных самобытных особенностях взгляда и отношения к жизни. Ведь французские снимки намного холодней и сдержанней.
Видео-художник Дмитрий Булныгин сделал видео из многочасовых съемок-наблюдений в парижском метро — он нашел в нем множество «близнецов», которые о существовании друг друга вряд ли знают.
Дмитрий Булныгин «Потерянные близнецы», 2004
Видео взято с сайта художника, на котором можно найти много интересно-зависабильного видеоарта.
Юлия Бычкова сделала Париж «картонным», вернее таким она его назвала. А я бы сказала, что он напоминает старые компьютерные игры (ну не совсем уж старые, а давности 5-6 лет). За счет большого количества света снимки теряют свою глубину, объем, а за счет цвета и отсутствия на снимках людей фотографии вообще кажутся смоделированным проектом строительства нового города.
Юлия Бычкова, серия «Картонный Париж», 2005
У Дмитрия Желтикова Париж — город высоток и панельных домов, за которым где то и виднеется привычный иностранному человеку старый маленький Париж. Но ведь на то он и старый и маленький.
Дмитрий Желтиков, Париж, 2008
Целый ряд российских фотографов сделали черно-белые снимки с высоким контрастом и яркой игрой света и тени (что — могу ошибаться — следствие прикрытой диафрагмы; один из моих последних фетишей). Дмитрий Зверев снимал людей, и у него Париж — прежде всего, город молодежи. Молодежи разной, много-культурной и многонациональной. Лица людей часто не видны — люди на снимках лишь силуэтами-отражениями бурлящей жизни. Сюда же — и Георгий Ярошенко со своей вдобавок и «геометричностью» света и формы.
Дмитрий Зверев, Париж, 2009
Георгий Ярошенко, Париж
А у Владимира Мишукова Париж именно таким, каким рисуется он по старым снимкам — уютный, вкусный, элегантный; с ухоженными бабушками, парами на набережных и официантами с проникновенным взглядом.
Владимир Мишуков, Париж, 2004
Здесь же и работы моего любимого Игоря Мухина — старая серия, которую уже можно было видеть, в том числе и на его сайте. К сожалению, самые любимые снимки оказались доступны только на том самом сайте, так что уж за водяной знак — извиняйте.
Игорь Мухин, Париж
Еще можно успеть пробежаться по «Москве-Парижу» в 4 этажа до 25 апреля в ММСИ Ермолаевский пер., д.17
Поделись с друзьями: