Клод Левек (о котором тут уже два раза писала) начинал не с масштабных инсталляций, подобных «Ende» в ГЦСИ, а с объектов. Абсолютно все их можно увидеть на его сайте, упорядоченные по датам. Я же, покопавшись там, обнаружила множество изящнейших работ, которые отчасти напомнили даже что-то российское современное — либо по материалам, либо по передаваемым эмоциям. Ниже — небольшая субъективная подборка как объектов, так и немасштабных инсталляций с субъективными трактовками (не единственно верными).
Первая работа Левека на территории искусства, когда его приятель пригласил поучаствовать в выставке фотографии, сделанной не профессиональными фотографами, а художниками — до этого Левек занимался скорее рекламой или дизайном, прослыв в Париже мастером витринных декораций и декораций к модным показам. На столе торжественно выставлены фотографии в рамках, но на них — не привычные портреты, а части тела и жизненные стихии.
Эта работа как раз напомнила мне российского художника Хаима Сокола — и по материалу (Сокол в ранней работе — «Curriculum Vitae» — тоже использовал чемоданы, правда практически развалившиеся и потрухлевшие), и по настроению — здесь огоньки как будто пытаются оторвать грузный чемодан куда-то вверх, увести то ли в воспоминания о легкости бытия, то ли вовсе в другое измерение. Сразу оговорюсь, что не стоит делать вывод, что кто-то кого-то опередил или за кем-то повторил — схожие мотивы это не всегда вопрос плагиата, тем более при разности передаваемых смыслов и личного опыта.
На снимке не совсем понятно, но световые пятна по бокам — это лампочки. Своего рода ностальгические воспоминания о детстве, и опять невольно вспомнился Сокол с его серией из аналогичных «корыт» — «Котлован».
1987 Autour de la maison (Вокруг дома)
1987, La peur du vide (Страх пустоты)
Везде незримое присутствие отсутствующего, вернее того, кто буквально минуту назад вроде бы был здесь.
Мы все в продуктовой тележке ;) Вспомнилась еще идущая выставка Ани Жёлудь и ее объект из серии «Анатомия быта» — продуктовая корзинка гипертрофированного размера, в которую, кажется, поместится человек.
Перевернутые жизненные ситуации. Метроном к тому же бился в ритме человеческого сердца.
1992, Arbeit macht frei (Работа освобождает)
Такое вот сокрушение по поводу человеческой ограниченности — физической или ментальной, или и то и другое.
1999, La vie est belle (Жизнь красива)
Левек любит создавать неоновые надписи старческим почерком, для него это своего рода безысходность, неуверенность, потеря всех опор и ориентиров — одна из ключевых эмоций в искусстве Левека.
2001, Vous allez tous mourir (Вы все умрете)
2002, Reconstruire la fenêtre (Восстанавливая окна)
Еще по теме:
Поделись с друзьями: