Ловушка красивых картинок: АЕС+Ф в «Гараже»


«Пир Трималхиона» — это одна из глав романа «Сатирикон» древнеримского поэта Петрония Арбитра, датируемого I веком н.э. (правление Нерона). Трималхион по сюжету романа – разбогатевший вольноотпущенник, который, имея деньги, не имеет ни вкуса, ни вменяемого образования, и ведет себя, соответственно – присваивает внешние атрибуты богатых слоев общества, не восполняя ничего внутри.

В «Гараже» на трех экранах, расположенных полукругом, транслируется фильм, сделанный из многих тысяч снимков при помощи компьютерной обработки. Художники группы АЕС+Ф перенесли действие в современную жизнь, а кто здесь Трималхион — не ясно, портрет скорее стал коллективным. Действие происходит на территории вымышленного люксового отеля. Как и в прошлых работах АЕСов – лица героев максимально отрешенные, не выражающие ничего или наоборот всю скорбь/мудрость/глупость мира сразу. Они прекрасны – глаз не оторвать, как рекламные развороты лучших глянцевых журналов, или – олимпийские боги современности. Сюжет предельно прост: в начале мы видим «господ», одетых в белое (и, собственно, «белых»), которых обходят «слуги» — азиаты и африканцы. С развитием сюжета роли меняются и действие принимает несколько развращенный характер. О счастливом конце, естественно, нет и речи – этот мир ждет гибель, не то от летающих тарелок, не то о цунами, а может – от самих себя.

На первый план сразу же выходит одна из особенностей работ АЕСов – гипертрофированная эстетичность. Здесь не допускается ничего прямо, визуально безобразного – все до предела стерильно, прекрасно, отшлифованно. Как насилие без крови в прошлой работе Last Riot, так и здесь, по меткому выражению одного из посетителей выставки – «бесконтактный секс».

О чем хотели сказать художники? О культе потребления? Культе прекрасного? О бездуховности мира, стремящегося к внешней роскошной оболочке? АЕСы не дают прямых интерпретаций, как и в других работах, оставляя поле для размышлений зрителя.

В работах АЕСов можно найти великое количество смыслов, ассоциаций, параллелей – во многом из-за многосторонности группы: в ее составе архитекторы (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, в прошлом занимавшийся кино и анимацией), книжный график (Евгений Святский, долгое время посвящавший себя рекламе)  и фотограф (Владимир Фридкес, единственный российский фотограф, кому была отдана обложка журнала Vogue). В их работах — и референции к классическим образцам искусства Возрождения, и современная медийная и кинематографическая эстетика, и внушительная, но донельзя изящная оплеуха глянцу.

Завороженно следя за развитием фильма, можно почувствовать некий диссонанс – внутреннего и внешнего. «Пир Трималхиона» названием предвещает нечто социально-критическое, но проявит искреннюю критику отнюдь не каждый. Эстетика глянца, рекламной, модной фотографии настолько въелась в стереотипные картинки в голове современного жителя мегаполиса, что, собственно, ничего странного или непривычного в кадрах АЕСов он не встретит. Те же красивые, выглаженные лица и тела, те же яркие краски, тот же скрытый сексуальный, соблазняющий подтекст. И в этом, пожалуй, состоит эксперимент искусства над зрителем, впрочем как и эксперимент жизни над любым человеком: продвинется ли он дальше навязанных красивых картинок?.. Протестировать себя на «загламуренность» сознания можно в «Гараже» до 29 августа.

 

Сайт AES+F

В материале использованы иллюстрации, предоставленные ЦСК «Гараж»

Еще по теме: Не «пиром» единым: другие работы АЕС+Ф

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • 23 июня 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    экраны только не полукругом расположены ,а именно кругом,в этом и есть смысл- 3 истории на 360 градусов

    • 23 июня 2010 | Ответить

      Thumb up 0 Thumb down 0

      Ну скорее чем-то средним между кругом и полукругом :) у меня в голове круг идентифицируется фигурой все-таки замкнутой

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: