Лишний человек- это звучит гордо. Вагрич Бахчанян в Stella Art Foundation

Количество всевозможных частных галерей в Москве зашкаливает. Если все эти предложения рождены спросом, то остается только порадоваться тяге жителей столицы к прекрасному. Однако развешенные по стенам модных кафе фотографии сложно назвать полноценной выставкой. Многие скептически стали относиться к триаде частная галерея — ничего не говорящее имя художника — современное искусство. Из-за этого порой незамеченными остаются действительно стоящие события.

В Stella Art Foundation на Мытной открылась первая посмертная выставка Вагрича Бахчаняна, на которой представлены некоторые работы этого талантливого карикатуриста и мастера коллажа, одного из основоположников соц-арта. Честно говоря, его имя мало кому известно, за исключением, пожалуй, тех, кто знаком с творчеством третьей эмиграции.

Вагрич Акопович Бахчанян  родился в Харькове 23 мая 1938. Там же окончил  харьковскую Студию декоративного искусства, где учился у Василия Ермилова — известного авангардиста 20-х годов. Вскоре после ее окончания он перебрался в Москву и устроился в «Литературную газету», где проработал до своего отъезда из страны. Получил премию Всемирного конкурса карикатуристов. Вместе с Ильей Кабаковым, Комаром и Меламидом, художниками Лианозовской группы принимал участие во многих неофициальных выставках. В 1974 году эмигрировал в США.  Скончался в Нью-Йорке 12 ноября 2009 года.

На выставке представлены семьдесят семь графических листов Бахчаняна из собственной коллекции галереи. Ее хозяйка Стелла Кесаева приобрела их, будучи в Нью-Йорке, у самого автора незадолго до его смерти. Выставка не является ретроспективой творчества художника, на ней вы не увидите его лучшие работы, а только две серии 70-80-х годов: «Голая правда» и «Американцы глазами русских». В «Голой правде» автор накладывает  «капиталистические» порно-картинки на вырезки из главной партийной газеты «Правда». Например, обнаженная нимфетка на фоне статьи под названием «Прямо с грядки». Соседи занятые вовсе не соцсоревнованием, а друг другом (постельная сцена и подпись «Когда соседи соревнуются»). Юноша на картине «Один хозяин лучше» явно горд своим хозяйством. Так, советские заголовки, вырванные из контекста,  приобретают двусмысленный и комичный характер, ведь «в Советском Союзе секса не было», и никто не задумывался о том, что эти лозунги могли звучать пикантно.

Бахчанян был прекрасно знаком со всеми «прелестями» советской пропаганды времен  холодной войны, тем более он был профессиональным карикатуристом. Вторая серия работ «Американцы глазами русских» — это увеличенные фрагменты иллюстраций из советской прессы, изображающих «звериный оскал капитализма». Тут «ястребы» Пентагона, банкиры с Уолл-стрит (с характерными профилями) и прочие «хозяева заводов, кораблей, пароходов» — вобщем, все главные враги партии и народа. Хотя антиамериканские настроения уже (или пока) не являются государственной идеологией, многие типажи и сейчас актуальны. Например, тупой техасский ковбой, чей образ был так растиражирован в недавнее время.


фотография взята с сайта галереи www.safmuseum.org

На выставке есть также несколько работ, не относящихся к упомянутым сериям. Одна из них, «Веласкес», выполнена в нетипичной для Бахчаняна манере, свойственной скорее не прожженному цинику, а выпускнице Смольного. Зато с творчеством Пикассо он не церемонился. К циклу «Пикассо-СССР» Бахчанян возвращался на протяжении всей своей жизни.


работа представлена на выставке

Недаром он даже внешне был похож на культового авангардиста, а эксцентричности им обоим было не занимать.

Как ни крути, нам уже трудно понять и прочувствовать горькую иронию «последнего советского поколения», как принято называть третью эмиграцию. Годы заката советской власти –  это уже история. Драма Бахчаняна и его современников и друзей (Довлатова, Бродского, Вайля и Гениса, Рейна и других) заключалась, по словам А.Гениса, в осознании того, что «идеи, на которой стояла страна, больше не существует <...>, а никакой другой идеи тоже нет, потому что идей нет вовсе».  Они не пытались искать глубинный смысл там, где его нет, оттого их часто обвиняли в поверхностности. Конкретно Бахчаняну в упрек ставили отсутствие «чувства драмы», ведь он мог высмеять буквально все на свете.

Бахчанян не получил признания ни на родине, ни в Штатах. Его чувство юмора американцам было непонятно, а о каких-либо выставках в Союзе и речи быть не могло. В СССР он смог проявить себя только как карикатурист легендарной 16-й страницы в «Литературной газете». С русской диаспорой в США отношения тоже складывались непросто. Во-первых, эмигранты первой и второй волны не понимали вновь прибывших, которые, в отличие от них, уже были представителями советской культуры. Во-вторых, страну покидали в основном евреи, Бахчанян же с гордостью заявлял, что он «армянин на 150 %», так как даже мачеха его была армянка. Кроме того, большинство уехавших гордо считали себя жертвами  коммунистического режима или же борцами с ним. К Бахчаняну это не относится. Одной из основных причин отъезда стал извечный квартирный вопрос —  отсутствие московской прописки в те времена было делом уголовно наказуемым. Для Бахчаняна советская власть не абсолютное зло. Про Ленина он говорил: "Это — часть моего детства и воспитания. Я люблю вождей. Нахожусь в контакте с ними. Если бы не было революции, я бы, наверное, издевался над Николаем».

Бахчаняна можно было бы назвать типичным лишним человеком, но этот образ, лестный многим творческим людям, был ему чужд. Он умел посмеяться над собой.

Бахчанян не только художник, но и талантливый литератор, настоящий мастер каламбура. Сам он называл себя «художником слова». Действительно, тяжело найти более острого на язык автора. Именно Бахчанян придумал псевдоним молодому поэту Эдуарду Савенко, более известному как Эдуард Лимонов. Он объяснял свой выбор тем, что у Эдички был дурной цвет лица, и такая одновременно «высокопарная и низкопробная фамилия» ему подходила. Бахчанян требовал, чтобы его младший товарищ каждую свою подпись сопровождал «Бахчанян ©».  А после того как Лимонов вставил в свою автобиографию гомосексуальный эпизод, в одной из нью-йоркских газет появилось объявление: «Ищу приключений на свою жопу. Лимонов». Что касается скандальной славы Лимонова, то Бахчаняна она вообще не трогала. Он считал его талантливым поэтом, но бездарным политиком.


Бахчанян и Лимонов


Бахчанян, Рейн, Довлатов

Бахчанян – автор многочисленных афоризмов, многие из которых стали народными. Это, конечно, было лестно, но он переживал из-за того, что его постоянно цитировали или просто воровали. Однажды он сказал: «Я знаю, что такое постмодернизм. Это когда все воруют у Бахчаняна и не ссылаются».

Афоризмы:

****

Искусство принадлежит народу и требует жертв.

Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!

Бей баклуши — спасай Россию!

Всеми правдами и неправдами жить не по лжи.

Лишний человек- это звучит гордо.

От великого до смешного один шаг вперед, два шага назад.

Арипелаг Good Luck.

Дышите на ладан как можно глубже!

Это безумный, безумный, безумный мир победит войну!

Язык мой — враг мой руки перед едой!

Волосы зачесаны на зад.

Наносная земля обетованная.

Гордиев санузел.

Обед из трех букв.

Гробовая доска почета.

Улица имени Позор убийцам Розы Люксембург!


Частные объявление в газете:

Изменю родине с матерью. Эдип.

Меняю Шиллера на Миллера.

Продам папу. Павлик Морозов.

Зайду на огонек. Герострат.

Во всех науках знаю толк. Большой ученый.

Срочно нужен кирпич. Морда.

Даю уроки эзопова языка. Стучать три раза.

Куплю книжку «Корабль дураков». Ной

Крылатые слова (Пьеса)

Чапаев: А Васька слушает да ест.
Мичурин: А подать сюда Землянику!
Ильф и Петров: Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
Венера Милосская: Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.
Засулич: Вера без дел мертва есть.
Блудный сын: Вернемся к нашим баранам.
Ерофеев: Выпить чашу до дна.
Всадник без головы: Горе от ума.
Чайковский: Да был ли мальчик-то?
Икар: Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Ирод: Дети — живые цветы жизни.
Сталин: Жив курилка.
Чайковский: Здравствуй, племя младое,незнакомое!
Венера: И скучно, и грустно, и некому руку подать.
Игорь Нетто: И ты, Брут?
Герострат: Из искры возгорится пламя.
Сизиф: Кто не работает, тот не ест.
Дядя Том: Мир — хижинам, война — дворцам.   
Атлант: Подписано — так с плеч долой.
Крупская: С милым рай и в шалаше.
Дездемона: Умолкни, чернь непросвещенна.
Дон Жуан: Что делаешь — делай скорее.

(из книги «Мух уйма»)


Выставка Вагрича Бахчаняна продлится до 28 февраля в галерее Stella Art Foundation (Мытная, 62).

Кроме частного собрания галереи работы Бахчаняна хранятся в запасниках ГЦСИ, ГТГ на Крымском Валу и Русского Музея.

Опубликованые его книги: «Демарш энтузиастов» (1985; совместно С. Довлатовым и Н. Согаловским); «Синьяк под глазом: пуантель-авивская поэма» (1986); «Ни дня без строчки (годовой отчет)» (1986); «Мух уйма: художества» (2003).


Материал подготовили:

Катерина Абрамова
Софья Исмаилова

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: