В мире искусства есть две точки зрения на то, как необходимо воспринимать произведения авторов: одни считают, что нужно знать биографию создателя для того, чтобы понимать его работы, другие думают, что если созданное автором – искусство, то знать предысторию и опыт, предшествовавший рождению образов, необязательно. В случае с Леонидом Тишковым творчество рассказывает нам историю жизни, дает возможность пройти тот же духовный путь, погрузиться в мир художника и следовать за героями, не боясь того, куда это путешествие приведет.
После окончания мединститута сознание молодого Леонида Тишкова было переполнено пропагандой, идеологией, стереотипами и среди этой шелухи сложно было вычленить нечто настоящее. Тогда и началось его путешествие по глубинам собственной души.
На 4х этажах Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке располагаются результаты кропотливой внутренней работы за 30 лет. На первых двух — даблоиды, стомаки, водолазы, чурки, живущие в хоботе и протодаблоиды; все персонажи являются порождением сознания художника. Придавая им определенный смысл, связанный со страхами или маниями, какими-то наслоениями сознания любого человека, он придает им частичку себя – такого же человека. Они проходят путь вместо него, но внутри. Все это было создано не для нас с Вами, а для того, чтобы автор смог пройти дорогу, ведущую из глубин к поверхности и от поверхности в глубины, и в итоге — стать единым. Работы Тишкова – это исповедь; они не для созерцания, а для очищения. В каждом из нас есть такие существа: кто-то держит их в клетке, кто-то ведет с ними диалог, кто-то становится ими и дает им немного свободы. И тогда есть два варианта: либо они пройдут свой путь до конца и исчезнут, и тогда наступит «Просветление» (1995 г., работа из 6-ти частей), либо навсегда поселятся в тебе, и ты забудешь, что они – это всего лишь частичка тебя, от которой ты хотел избавиться.
Но однажды Тишков вернулся, поднялся из глубин сознания на поверхность — и свет, озаривший его, испепелил даблоидов, стомаков и остальных существ. Поднимаясь на третий этаж, мы видим, что он уже взглянул на мир по-новому, увидел в нем то настоящее, что так долго искал. Он обрел это в воспоминаниях, в семье, в природе, которые отныне заняли свое место в его душе. Вода, хлеб, соль – все это стало видеться ему чудесным, пронизанным светом, спокойствием и глубиной. Пуговицы, которые собирала его мать и сестра, их платья, вещи отца стали давать ему новое вдохновение. Разрывая ткань их одежд на длинные волокна, чтобы создать из них новые произведения искусства, он связывает то глубинное и истинное, что обрел внутри себя, с внешним и материальным.
«Экспозиция будет представлять собой путешествие из Нижнего мира через Срединный мир в Верхний мир» — это Вы может прочитать о выставке непосредственно в музее. Но можно посмотреть на это и по-другому. В работах первого этапа творчества художника мы видим только абсурдных существ, и нет там места свету и Богоматери. По такой логике, их и не должно быть — ведь это Нижний мир, далее он поднимается в Срединный, а затем в Верхний, где все озарено светом. Если следовать этим мыслям, получается, что художник просто сходил на экскурсию по этим мирам и, в соответствии с порядком прохождения, все экспонировал. Но тогда естественно предположить, что все существа, их населяющие, так и продолжают свое существование. Если взглянуть на все по-иному, то можно увидеть, что пройдя Нижний мир, художник его стер, его больше не существует. И только в момент окончания одного пути появляется новый – Срединный мир, и то же с Верхним. Что служит окончанием – ответы в биографии Тишкова.
Выставка Леонида Тишкова «В поисках чудесного» в Московском музее современного искусства (м. Маяковская, Ермолаевский пер., 17) до 14 марта.
В материале использованы иллюстрации с сайтов: leonidtishkov.blogspot.com, art4.ru, digicam.ru
Поделись с друзьями: