В ЦСК «Гараж» в августе появилась медиатека — открытая, публичная, куда можно попасть просто, пройдя прямо мимо стола ресепшн и повернув направо после кафе (не нужно никаких абонементов, бумажек, а сейчас пока что даже предварительная запись не потребуется). Вы попадаете в небольшую комнату, где по периметру располагаются книжные полки, заполненные каталогами выставок, прошедших в Центре. Под полками — столики, индивидуальные рабочие места с ноут-буками. Кстати, заставками на них висят логотипы МТС + Гараж, после чего не понять, что МТС большой молодец вместе с Samsung'ом, что поддержали такую Гараж'ную инициативу, ну никак нельзя. В этих маленьких электронных коробочках основное, что Вас ждет — доступ к крупнейшим мировым архивам изображений и научных журналов. Все — о мировой культуре: от первых цивилизаций до сегодняшнего дня, от древних манускриптов до научных изысканий в области менеджмента и маркетинга. Правда, в основном на иностранных языках. Дальше я попробую объяснить, почему эта ситуация вызвала у меня приятный шок и чем она уникальна в славном городе Москве.
С современным искусством в России, как это уже смакуется множество лет, дела оставляют желать лучшего. Людей, которые имели бы внятное представление о том, что это такое, с чем его едят, а главное — что престранные объекты с длиннющими текстовыми описаниями на табличках рядом, это вполне себе нормально, и эти таблички стоит вдумчиво читать — крайне мало. Да и доля профессиональных работников арт-сферы в этой массе велика. Одной из причин смело можно назвать непонимание контекста, в том числе и контекста истории искусства.
В мировой музейной практике давным-давно утвердилось понятие библиотеки или медиатеки при крупных музеях и центрах культуры, открытой для всех посетителей. В Москве же публичный доступ к научным изданиям о культуре осложнен рядом обстоятельств. Безусловно, они есть в крупных библиотеках — в той же Ленинке. Но представить себе рядового московского жителя, отправившегося без особой на то профессиональной или учебной причины в читальный зал Фонда ИЗО Библиотеки им. В.И. Ленина, весьма трудно. Хоть там и открывается прекрасный вид (зал находится на 4м этаже), оформление неограниченного читательского билета стоит всего 150 руб, а тишина читального зала оказывается на вес золота в шумном городе. Сложная система поиска, оформления и доступа — отбивают желание туда идти.
Лучше дела с этим обстоят в Библиотеке по искусству (РГБИ), где подтверждается закон «меньше, да быстрей». Здесь Вам не придется разглядывать потолок в течение трех и более часов в ожидании книги из архива (в отличие от Ленинки). К тому же, существует удобная услуга подбора литературы по теме, что в условиях сложности навигации и возможности искать в электронном каталоге только по названию, становится крайне необходимым.
Если же говорить об институциях, непосредственно занимающихся современным искусством — подобную практику уже долгое время ведет ГЦСИ и ММСИ. ГЦСИ — это прямо-таки оазис изданий по современному искусству, в особенности российскому: здесь есть медиатека и библиотека, в которых можно найти подборки информации по конкретным художникам, каталоги выставок (далеко не только российских), подшивки журналов. Но и здесь все не так просто — работа проводится по предварительной договоренности, что не остановит в итоге опять же только тех, кому это очень надо — субъектов профессиональной арт-деятельности. В ММСИ удобно то, что можно получить доступ ко всем каталогам выставок, проходивших в зданиях музея — а их за 10-летнюю историю было немало.
Стоит сказать и о ценности времени для современного жителя мегаполиса — тратить на собственное любопытство весь день вряд ли кто согласится. В такой ситуации Гараж'ная медиатека становится той самой «опцией», которая, возможно, изменит ситуацию.
Начать стоит как раз с беспрепятственного доступа, поверить в который, честное слово, трудно, особенно, когда понимаешь, какую массу бонусов получаешь за 50 метров пути от ресепшн до первой двери направо после кафе (ну и 15 минут от метро Новослободская пешком, так уж и быть).
Собственно, что сейчас дает медиатека: доступ к двум мировым электронным архивам — Artstor.org и Jstor.com. Это нонпрофитные организации, которые обозначают своей целью развитие мировой науки и образования. Обе организации занимаются собранием, хранением и обеспечением свободного доступа к изображениям и научным материалам всем желающим, но через такие же нонпрофитные институции — музеи, центры, библиотеки, институты, учебные организации.
Artstor.org — электронная библиотека, включающая более миллиона изображений высокого разрешения. Существенную часть их составляют снимки экспонатов мировых музеев, в том числе тех образцов, доступ к которым ограничен или вовсе закрыт из-за их состояния. Другая значительная часть — документальные снимки. Кстати говоря, фото-агентство Magnum, в архиве которого находится крупнейшее собрание документальных фотографий 20 века, поделилось с библиотекой около 80 тыс. своих снимков. Также библиотека содержит более 27 тыс. изображений средневековых и ренессансных манускриптов и книг. Отдельное внимание стоит уделить 3D панорамам — прежде всего, памятников архитектуры всего мира.
Каталог разбит по темам-дисциплинам (полный список), поиск осуществляется по названиям. Таким образом, каталог дает возможность получить данные по множеству дисциплин: мировому искусству, архитектуре, дизайну, моде, фотографии, истории, географии, медицине и т.д.
Jstor.com — это собрание оцифрованных научных документов со всего мира, прежде всего, журналов, издаваемых во всевозможных вузах, научных институтах, ассоциациях. Среди них и такие крупные институции, как Oxford, Harvard, MoMA, J. Paul Getty Museum и проч. (полный список). Существует разделение по дисциплинам (полный список). Из весьма экзотичного найденного: Black Music Research Journal и научные журналы феминистских организаций.
Самым удобным здесь является поиск не только по названиям, но и полностью по текстам. Это существенно облегчает подбор материалов по конкретной теме. Также есть возможность сохранить нужный отрывок в pdf-формате.
Среди российский институций, участвующих в инициативе Jstor.com, не только Гараж. Но в библиотеки МГУ им. М.В.Ломоносова или РАН РФ получить доступ, согласитесь, — не 50 метров пройти. И именно такие детали существенно меняют ситуацию. Демократичность, доброжелательная атмосфера и открытый доступ — вот, чего не хватает весьма неповоротливым московским институциям современного искусства и культуры.
P.s. Кондиционер в Гараже работает усердно — одевайтесь теплей.
В материале использованы иллюстрации с сайтов: garageccc.com, artstor.org, jstor.com, hist.msu.ru, library.calligraphy-mvk.ru, mmoma.ru, artinfo.ru
Поделись с друзьями: