До чего дошел прогресс?

Несколько лет назад выставки современного искусства можно было посетить только в Москве, реже – в Питере. Не так давно арт начал завоевывать Сибирь. Но  с освоением пока трудно. Все-таки пока на уральских  заводах принято работать, а не устраивать концептуальные выставки с красивыми словами.

Первая Уральская Индустриальная Биеннале Современного Искусства проходит на территории Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Невьянска. Тема для этого края знакомая и актуальная до сих пор – индустриализация. Жизнь рабочих, городские комбинаты и устойчивое «время-деньги» предстают в новом свете; промышленное прошлое доступно на площадках современного заводского, но уже не актуального будущего.

В Екатеринбурге биеннале разделяется на три блока: основная программа, специальный  проект и параллельная программа.  Добраться от одного места до другого можно на общественном транспорте. Для многих жителей города, решивших культурно обогатиться,  это будет первая экскурсия на рабочий Уралмаш.

Основная программа проходит в центре города на территории типографии «Уральский рабочий», единственной на Урале печатающей книги в твердом переплете.  Общая площадь производственных помещений 33676 кв метров, складских 8687 кв метров, само здание занимает площадь в 8,2 гектара – сравните, «стандартные» дачные 6 соток равны 0,06 га, а площадь Винзавода, например, 20000 метров.

Пока пространство ждет новых хозяев, на этих метрах развернулись  «Ударники мобильных образов». Вместо привычного биеннале с  N-нным количеством новых проектов интернациональная команда кураторов сделала тематическую выставку независимо  от времени их создания.  59 работ, 54 художника, идея: человек как инструмент для создания светлого индустриального будущего. Интересно, что в помещении остались фрагменты заводского прошлого: например, плакаты фигуристых девиц, Медведа и убедительных объявлений администрации, — поэтому отличить искусство «привезенное» от объектов, повидавших типографию в лучшие ее годы, крайне сложно. Лучше ориентироваться на краткую аннотацию рядом с экспонатами выставки. От коллекции частных объявлений об интимных услугах за 1995 год зритель движется к современным фотографиям того же характера в 2010 году. Советское индустриальное искусство представлено в виде живописи 1950-60-х и видеопоказами фрагментов киножурнала «Советский Урал».

В здании типографии есть ресторан «Папарацци», который, несмотря на название, проникся рабочей атмосферой. Реклама обещает индустриальные коктейли  и уникальных людей.

Специальная кинопрограмма биеннале весьма обширна. Первую неделю фестиваля  смотрим уральское документальное кино: «Магнитка» (1937), «Что там внутри?» (1982) и др. Далее переключаемся на авангардные короткометражки: от «Инфляции» (1928) и до «Дубай во мне» (2010).

Специальные проекты проводятся на четырех площадках города, все – действующие по назначению. Экспозиция на Уральском заводе тяжелого строения (УЗТМ) открыта согласно графику рабочего дня завода. Инсталляции от пола до потолка (выдержите ли вы взгляд «100 стахановцев»?),  аудиоэффекты и знакомые росписи доказывают, что современное искусство все-таки может гармонично сочетаться с промышленностью.

В  ЦК «Орджоникидзевский» можно посмотреть не только на работы в рамках биеннале, но и на сохранившиеся масштабные полотна с изображением вождя мирового пролетариата, а также поучаствовать в ретро-танцах (по субботам) и позаниматься аэробикой (по будням).

Верх-Исетский Металлургический завод  работает по вечерам. В сумерках инсталляции напоминают огни большого города. Особенно игра цвета и света завораживает с набережной.

Только в стенах Камвольного комбината мел, кирпич, ткань и видео располагают к размышлениям и буквально заставляют взглянуть на бытовые предметы как на символы. Тайны природы (фильм «Ниагара») переплетаются с античными мифами (инсталляция «Клото») и приводят к индустриальным революциям, запечатленным в видео «Индустриальные 59».

Параллельная программа представлена более чем на десяти площадках города. Краеведческие и изобразительные музеи, галереи и музеи-заповедники до 10 октября покажут зрителям выставки, тематически объединенные с 1ой Уральской Индустриальной Биеннале Современного Искусства.  Кроме того, организаторы продумали  образовательную программу. Так зрители могут встретиться с художниками проектов, поспорить  на круглых столах и изучить индустриальный городской ландшафт.

Программа фестиваля действительно обширная. Чуть меньше месяца – такой срок дали организаторы выставки горожанам на понимание нового искусства в рабочих пространствах. Этот эксперимент не все восприняли положительно. Но резкая критика, как известно, лучшая реклама. Вот только, пожалуй, для начала все-таки стоит объяснить, откуда взялось слово биеннале и когда его ждать в следующий раз.

Экскурсии, билеты и разъяснения

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • Елена Ищенко Елена Ищенко
    8 октября 2010 | Ответить

    Thumb up 1 Thumb down 0

    Ребята, а как же Пермь?

    Весь город превращается в центр современного искусства!

  • 16 ноября 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    "В здании типографии есть ресторан «Папарацци», который, несмотря на название, проникся рабочей атмосферой. Реклама обещает индустриальные коктейли и уникальных людей. "

    После вот этого предложения возникает сомнение, что автор вообще бывал в Екатеринбурге и видел биеннале. Извините.

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: