Несколько лет назад выставки современного искусства можно было посетить только в Москве, реже – в Питере. Не так давно арт начал завоевывать Сибирь. Но с освоением пока трудно. Все-таки пока на уральских заводах принято работать, а не устраивать концептуальные выставки с красивыми словами.
Первая Уральская Индустриальная Биеннале Современного Искусства проходит на территории Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Невьянска. Тема для этого края знакомая и актуальная до сих пор – индустриализация. Жизнь рабочих, городские комбинаты и устойчивое «время-деньги» предстают в новом свете; промышленное прошлое доступно на площадках современного заводского, но уже не актуального будущего.
В Екатеринбурге биеннале разделяется на три блока: основная программа, специальный проект и параллельная программа. Добраться от одного места до другого можно на общественном транспорте. Для многих жителей города, решивших культурно обогатиться, это будет первая экскурсия на рабочий Уралмаш.
Основная программа проходит в центре города на территории типографии «Уральский рабочий», единственной на Урале печатающей книги в твердом переплете. Общая площадь производственных помещений 33676 кв метров, складских 8687 кв метров, само здание занимает площадь в 8,2 гектара – сравните, «стандартные» дачные 6 соток равны 0,06 га, а площадь Винзавода, например, 20000 метров.
Пока пространство ждет новых хозяев, на этих метрах развернулись «Ударники мобильных образов». Вместо привычного биеннале с N-нным количеством новых проектов интернациональная команда кураторов сделала тематическую выставку независимо от времени их создания. 59 работ, 54 художника, идея: человек как инструмент для создания светлого индустриального будущего. Интересно, что в помещении остались фрагменты заводского прошлого: например, плакаты фигуристых девиц, Медведа и убедительных объявлений администрации, — поэтому отличить искусство «привезенное» от объектов, повидавших типографию в лучшие ее годы, крайне сложно. Лучше ориентироваться на краткую аннотацию рядом с экспонатами выставки. От коллекции частных объявлений об интимных услугах за 1995 год зритель движется к современным фотографиям того же характера в 2010 году. Советское индустриальное искусство представлено в виде живописи 1950-60-х и видеопоказами фрагментов киножурнала «Советский Урал».
В здании типографии есть ресторан «Папарацци», который, несмотря на название, проникся рабочей атмосферой. Реклама обещает индустриальные коктейли и уникальных людей.
Специальная кинопрограмма биеннале весьма обширна. Первую неделю фестиваля смотрим уральское документальное кино: «Магнитка» (1937), «Что там внутри?» (1982) и др. Далее переключаемся на авангардные короткометражки: от «Инфляции» (1928) и до «Дубай во мне» (2010).
Специальные проекты проводятся на четырех площадках города, все – действующие по назначению. Экспозиция на Уральском заводе тяжелого строения (УЗТМ) открыта согласно графику рабочего дня завода. Инсталляции от пола до потолка (выдержите ли вы взгляд «100 стахановцев»?), аудиоэффекты и знакомые росписи доказывают, что современное искусство все-таки может гармонично сочетаться с промышленностью.
В ЦК «Орджоникидзевский» можно посмотреть не только на работы в рамках биеннале, но и на сохранившиеся масштабные полотна с изображением вождя мирового пролетариата, а также поучаствовать в ретро-танцах (по субботам) и позаниматься аэробикой (по будням).
Верх-Исетский Металлургический завод работает по вечерам. В сумерках инсталляции напоминают огни большого города. Особенно игра цвета и света завораживает с набережной.
Только в стенах Камвольного комбината мел, кирпич, ткань и видео располагают к размышлениям и буквально заставляют взглянуть на бытовые предметы как на символы. Тайны природы (фильм «Ниагара») переплетаются с античными мифами (инсталляция «Клото») и приводят к индустриальным революциям, запечатленным в видео «Индустриальные 59».
Параллельная программа представлена более чем на десяти площадках города. Краеведческие и изобразительные музеи, галереи и музеи-заповедники до 10 октября покажут зрителям выставки, тематически объединенные с 1ой Уральской Индустриальной Биеннале Современного Искусства. Кроме того, организаторы продумали образовательную программу. Так зрители могут встретиться с художниками проектов, поспорить на круглых столах и изучить индустриальный городской ландшафт.
Программа фестиваля действительно обширная. Чуть меньше месяца – такой срок дали организаторы выставки горожанам на понимание нового искусства в рабочих пространствах. Этот эксперимент не все восприняли положительно. Но резкая критика, как известно, лучшая реклама. Вот только, пожалуй, для начала все-таки стоит объяснить, откуда взялось слово биеннале и когда его ждать в следующий раз.
Поделись с друзьями: