ЦВЗ «Манеж»|Мартина Франк «Фотограф» — до 18 апреля 2010

Программа Фотобиеннале 2010 в Манеже как обычно стала ядром Фестиваля: здесь собрали самые значимые выставки. Для каждого фотографа фотография – это свой мир, в котором есть свои координаты и свой язык. Чтобы не перегружать вас фактами биографии о классиках мировой фотографии первой площадки Фотобиеннале (которые в разных объемах вы найдете в открытом океане Интернета с первого же щелчка в Гугле), мы решили составить небольшие «азбуки» по каждому из них.

Мартина Франк (Martine Franck), как и автор находящихся в соседнем зале снимков – Эллиотт Эрвитт (Elliott Erwitt), стала одной из участниц фото-агентства Магнум (Magnum Photos), о котором я кратко рассказала тут. Кроме того, Мартина Франк – ныне вдова со-основателя Магнума, Анри-Картье Брессона, снимки которого также сейчас можно посмотреть в Манеже. Франк много путешествовала и нашла себя в фотографии именно во время путешествий. Фотография для нее стала способом тихого наблюдения: «Я была болезненно скромной и мне было трудно общаться с людьми. Камера дала мне возможность что-то делать, причину быть где-то, быть свидетелем чего-то не участвуя в этом».

 

«Азбука» Мартины Франк

«Я довольно редко экспериментирую с новыми фотоаппаратами и современными техниками (Поляроид, панорамная съемка, цифровая техника…). Для меня важно не обвешиваться разнообразной аппаратурой. Я люблю путешествовать налегке. Фотоаппарат для меня – это блокнот для заметок, а не инструмент для создания монументального полотна.»

Ариан Мнушкин ( Ariane Mnouchkine). Режиссер театра и кино, создавшая «Театр дю Солей» (Théâtre du Soleil), подруга Мартины Франк. Решающий моментом в жизни Франк стала их общая поездка на Восток, в течение которой Мартина поняла, что хочется заниматься фотографией. Ариан на тот момент уже хорошо снимала и стала ее первым «учителем». Позже Франк станет постоянным фотографом «Театр дю Солей».


Арбузные плантации, покрытиые пленкой, Прованс, Франция 1976



Геометрия. Франк очень много путешествовала и снимала ландшафты. На выставке как раз больше таких работ – не портретных, а пейзажных. В ее пейзажах присутствует четкое следование форме, ее вычленение и переведение реальности в геометрическую плоскость снимка, на котором объемные фигуры становятся плоскими формами.

Зеркало. Целая серия портретов Франк была посвящена человеку и зеркалу, их всевозможным отношениям. Как она сама говорила, «зеркало позволяет удалиться от действительности». «Это игра с нарциссизмом других людей: кто-то в зеркале вдруг обнаруживает самого себя, артисты гримируются, чтобы стать другими, оставаясь собою».

Портрет. Вторым после пейзажа ключевым для Франк жанром стал портрет – она считается одним из самых лучших портретистов во Франции и в мире. «К портрету у меня страсть. Это каждый раз новая встреча. Перед съемкой я испытываю страх, как перед выходом на сцену, но постепенно языки развязываются, и мы знакомимся. Все начинается всегда с беседы. Бывает, что ты часами, целыми днями наблюдаешь, не говоря ни слова, не «беспокоя» объект. Я пытаюсь поймать блеск в глазах, характерный жест, момент внимания, концентрации, когда модель слушает, но не говорит».

Старость. Одна из ключевых тем Франк. У нее даже есть книга-альбом «Время стареть». В книге собраны снимки из повседневной жизни ассоциации «Пти Фрер», которая занимается пожилыми людьми. Наблюдения Франк изо дня в день и стали материалом для книги. Результат своей работы Франк видит не только в книге, но и в том, что члены ассоциации осознали тот факт, что фотография может поменять отношение людей к старости.

«Я думаю, все в этом мире можно нарисовать, потому что рисуя можно поменять реальность; но не все возможно сфотографировать и фотограф часто приходит домой с «пустыми руками», со снимками, которые имеют документальную ценность, но редко имеют что-то более глубокое. Фотограф должен признать, что большинство «щелчков» не принесут должного результата... и когда-то чудеса случаются, без предупреждения.»

«Театр дю Солей». Ариан Мнушкин создала «Театр дю Солей» (Театр Солнца) в Париже в 1964 г. С самого момента основания Франк стала официальным фотографом Театра и создала за годы целую летопись его жизни: «Я не переставала удивляться тому, как Ариан работала с актерами. <...> Целью моей съемки стало показать сложную эволюцию ее многочисленных спектаклей именно через репетиции, отразить бесконечное множество смыслов, которые она использует, и зафиксировать тот момент, когда после такой огромной работы, труппа достигает совершенства во всем: в движениях, костюмах, гриме, свете…».

Мартина Франк «Фотограф» — в ЦВЗ «Манеж» до 18 апреля 2010

Еще по теме: другие избранные события Фотобиеннале 2010

Анри Картье-Брессон — «Фотограф» до 18 апреля

Эллиотт Эрвитт — «Ретроспектива» до 18 апреля

Питер Линдберг — «Кино», «Вторжение» до 26 июня

Паоло Роверси — «Студия» до 26 июня

В материале использованы иллюстрации с сайтов: artnet.com, magnumphotos.com, jonathan.beaton.name, heritagegraphicsintl.com, mdf.ru; а также выдержки из интервью Мартины Франк Даньелю Маршессо

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • Мария
    24 февраля 2011 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Ну что сказать, фото действительно отличное похоже кстати, что снимали на 5D Mark II c обвесом . Порадовала композиция и цвет (особенно на фото Эдварда Штайхена — атмосферно очень)

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: