Цветной Нью-Йорк. Фотографии Сола Лейтера на «Винзаводе»

Источник: http://observatory.designobserver.comВ галерее Photographer.ru до 13 февраля открыта выставка «Сол Лейтер: Ранний цвет», на которой можно увидеть работы известного представителя нью-йоркской школы и фэшн-фотографа, снимавшего для Vogue, Elle и Harper's Bazaar, Сола Лейтера. Однако в Москву привезли вовсе не журнальные фотосессии, а снимки, которые мастер делал для себя, просто гуляя по Нью-Йорку.

Сол Лейтер родился в Питтсбурге в семье знаменитого толкователя Талмуда, но отказался от отцовской идеи сделать сына раввином и увлекся авангардным искусством. Примерно в середине 1940-х он переехал в Нью-Йорк, где познакомился с художниками-представителями нового и смелого течения в искусстве — абстрактного экспрессионизма. Для него были характерные невещественные изображения, художники рисовали цветовыми пятнами, таким образом передавая свои эмоции. Марк Ротко (его выставка в этом году проходила в ЦСК «Гараж») сочетал крупные пятна ярких, открытых цветов, а Джексон Поллок, напротив, создавал полотна, забрызганные разными оттенками краски.  В первые годы жизни в Нью-Йорке Лейтер с интересом открывал для себя огромный город, познавал новое искусство и сам пытался рисовать. Но все стало на свои места, когда однажды отец  подарил ему фотокамеру: Лейтер начинает снимать, но пока что на черно-белую пленку.

Тем временем в начале сороковых впервые появляются цветные фотографии, но ярких экспериментаторов с цветом среди товарищей Лейтера нет. В Москве можно было увидеть выставку с созвучным названием «На пути к славе. Первый американский цвет: 1939—1943», но автор одной из первых серий цветных фотографий воспел в своих работах американский провинциальный быт. На его фотографиях голубое небо, золотые поля, цветастые ситцы и семейные портреты провинциальных фермеров – никаких абстракций, простая и прекрасная американская цветная жизнь. Простую и прекрасную американскую жизнь искал и Сол Лейтер, но не среди техасских ферм, а в Нью-Йорке. На его фотографиях запечатлены в основном сценки ежедневной быта этого города. Но спокойствия и ощущения полноты жизни здесь не найдешь. Напротив, Лейтер подчеркивает контраст между диким, каким-то самостоятельно существующим, как живое существо, Нью-Йорком машин, вывесок, афиш и огромных рекламных щитов и тихой жизнью маленьких людей. Например, на одной из фотографий мы видим двух почтальонов в старой форме (серая шерсть, золотистые железные пуговицы, старенькие кепочки), а за ними – целая стена огромных рекламных щитов Pepsi, Coca-Cola и 7up. В таком же незавидном положении – лишь части городского пейзажа запечатлены у Лейтера и рабочие, спящие пассажиры в автобусе, просто прохожие.

Фотограф изображает победу города над личностью с помощью необычной композиции своих фотографий. Люди здесь где-то с краю, в углу. Например, на одном из самых запоминающихся снимков черный навес занимает почти всю фотографию, а под ним, тонкой полоской, видна улица и маленькие фигуры людей вдали. Несомненно, такие композиционные решения вдохновлены новым искусством того времени, работами друзей-художников Сола Лейтера. Цветовое решение и вовсе порой отсылает  зрителя прямо к полотнам Ротко: у Лейтера тоже огромные квадраты красного и желтого, тревожные сочетания черного и красного. Живописность – вот что отличает все его фотографии, но в нью-йоркских работах это особенно заметно. Лейтер всегда экспериментировал с живописью, но его работы гуашью теряются среди полотен коллег-экспрессионистов, а черно-белые fashion-cнимки, в которых он сначала пытался передать свое видение мира, не пользовались особой популярностью. Тем не менее, нью-йоркская серия – это то, что сделала фотографа вновь популярным в 90-е, и принесло ему славу классика городской фотографии.


Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • 16 декабря 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Любопытно, поищу его работы в интернете.

    А Поллок, кажется, все таки пишется с двумя «л».

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: