Проект Lexus Hybrid Art, который мы смогли лицезреть в пяти минутах от Кремля не так давно — не единственная подобная инициатива сотрудничества искусства и бизнеса. Как оказалось — не единственная и в автомобильном бизнесе. Крупные марки часто поддерживают современное искусство и в итоге создаются великолепные проекты. Ниже — то, что придумали BMW.
Компания BMW известна, прежде всего, своей традицией давать на растерзание дизайн машины художникам. В этом успели принять участия Энди Уорхолл (Andy Warhol), Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein), Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg) и еще около десятка не менее известных имен. Часть коллекции можно было увидеть в Москве в 2007 году.
Alexander Calder, BMW CSL 3.0, 1975
Frank Stella, BMW 3.0 CSL, 1976
Roy Lichtenstein, BMW 320i, 1977
Andy-Warhol, BMW M1, 1979
Ernst Fuchs, BMW 635 CSI, 1982
Robert Rauschenberg, BMW 635 CSi, 1986
M. Jagamara Nelson, BMW M3, 1988
Ken Done, BMW M3, 1989
Cesar Manrique, BMW 730i, 1990
A.R. Penck, BMW Z1, 1991
Esther Mahlangu, BMW 525i, 1991
Sandro Chia, BMW 3 Series racecar, 1992
David Hockney, BMW 850 CSI, 1995
Jenny Holzer, BMW V12 LMR, 1999
Olafur Eliasson, BMW H2R, 2007
Robin Rhode, BMW Z4, 2009
А буквально на днях официально продемонстрировали пока что только макет дизайна последнего сотрудничества — с художником Джефом Кунсом (Jeff Koons). Он решил разукрасить модель M3 GT2 в яркие динамичные полоски.
Jeff Koons, BMW M3 GT2, 2010
Но подобной «традиционной» формой взаимодействия BMW не ограничились. В 2008 году компания Art+Com изготовили для автомобильного бренда кинетическую скульптуру, состоящую из множества парящих на тонких ниточках шариков. Передвигаясь за счет мотора, эти шарики образуют форму машины. Работа сейчас находится в Музее BMW в Мюнхене, а сама идея используется в рекламе бренда.
Хотя BMW во всех своих заявлениях и говорит о том, что подобные проекты превращают машину в арт-объект — назвать это искусством сложно. Но и дизайном не так то просто. Ведь границы сейчас абсолютно размыты. Дизайн, по идее, это то, что сделано для производства на поток, но эксперименты BMW производятся в штучном экземпляре. Подобные вещи делаются без прямого коммерческого ожидания, они все же косвенно являются способом получить прибыль — а искусство, по идее, это то, что сделано не исходя из критериев прибыльности. Так все-таки искусство или дизайн? Ответ на этот вопрос остается открытым, ведь чтобы на него ответить — нужно перевернуть всю нынешнюю систему критериев оценки. Да и любой из Вас, прочитав материал, уже сам ответила себе на этот вопрос. И это лишь в который раз доказывает, насколько абсурдна попытка человека четко разграничить существующие в мире явления.
В материале использованы иллюстрации с сайтов: beautifullife.info, bmwdrives.com, bmw.ru, spiegel.de
Поделись с друзьями: