«Апокалипсис» сегодня в галерее М.&Ю.Гельман

a80f282d7676

В галерее М.&Ю.Гельман на Винзаводе звучит хоровое пение, как в фильмах про конец света и явления тьмы, на одной стене висят три полотна, как иконостас, а по помещению расставлены импровизированные деревянные «коробки» на ножках, внутри которых помещены рисунки с выпуклыми фигурами органов и частей тела, как мощи. 26 ноября там открылась выставка Георгия Острецова«Апокалипсис».

На монументальных холстах в виде комикса сюжет: художник-супермен борется с множеством супер-существ. Причем поверх комикса местами разлиты пятна краски. По словам Острецова,  «если убрать комикс – получится абстракция – цветные пятнышки. Если убрать абстракцию – останется комикс. Искусство рождает в этом акте вандализма».

ostretsov3Новая выставка – продолжение истории Нового правительства, с которой художник работает аж с 2000 года. Новое правительство – это утопия общественного устройства. Ключевым моментом первой выставки проекта стала маска политического деятеля. Пять правителей страны на посту одевают маски, отчего никто не знает, кто эти люди на самом деле. Личность пропадает — остается только функция. Системы выборов, которые не возможны в такой ситуации, предлагается заменить тестами и экзаменами.

С 2000 года – с  выставки «Новое правительство» все в той же галерее М.&Ю.Гельман – началась отдельная история жизни мифического государства. За 9 лет в нем уже и боролись с невежественностью массовой культуры,  «вандалами современной цивилизации — зомбированной молодежью» («Вандалы и генералы НП», 2002 г.), и столкнулись с «жизнью «по понятиям» как нормой поведения политика»  («Беспредел», 2005 г.). Жизни типичных представителей нового общества – от олигархов до бомжей – тоже не остались без внимания («Мертвые души», 2008 г.). Помимо выставочных проектов, осуществлялись и включенные в контекст реальности художественные акции: протест против посредственных художников и поддержки их реальным правительством («Расстрел пороков функционеров членами Нового правительства», 2006 г.), многократное вручение премии Нового правительства.

ostretsov4«Апокалипсис» — новая страница в этой истории. За комментарием по поводу выставки я обратилась к самому художнику:

TheSpot.ru: Какое место эти работы занимают в истории утопии Нового правительства? Скажем так, что происходит в этой главе истории?

Георгий Острецов: Она сакрализует своих героев, в частности художника. Это своего рода зал медитации, где не только произведения и личные вещи, но и само тело творца становятся достоянием человеческой цивилизации.

TS: Что привело в этой истории к Апокалипсису?

Г.О.: Последняя часть триптиха так называется, это попытка задержать образ романтики в искусстве в виде диалога со смертью.

TS: В центре «Апокалипсиса» — сам художник. Вся экспозиция — практически иконостас «героя». Он создает или разрушает? Отчего активная роль отдана именно ему?ostretsov5

Г.О.: Он спасает от тьмы предрассудков и суеверий. Надеюсь, что зритель за всем пафосом многофигурной композиции увидит ироническое отношение автора к самому себе, поскольку если бы эта работа сделана была всерьёз, то я уже был бы в сумасшедшем доме.

TS: В новых работах Вы продолжаете работать в технике комикса. Отчего изначально пал выбор на эту технику?

Г.О.: Для меня это универсальный язык эпохи глобализма, крайне удобный для нарратива, как джинсы для загородной прогулки.

TS: Чем Ваш комикс отличается от традиционного комикса, перемещаясь в зону актуального искусства?

Г.О.: Я не создаю полноценного комикса, а лишь использую его как язык, к примеру, как Дубосарский и Виноградов используют соц-реализм, Звездочётов — журнал «Крокодил», Владик Монро — стилистику dragqueen.

Выставку можно посмотреть до 18 декабря.

 

***

 

Георгий Острецов родился в Москве в 1967 году.
1984 закончил театрально-художественное училище при Большом Театре в Москве.
1988—1998 жил Париже, работал у Жан-Поля Готье и Жана Шарля де КастельБажака, создавал костюмы для фильмов Люка Бессона.

Произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Москва), Музее Арктики и Антарктики (Спб), Музее Сновидений им. З.Фрейда (СПб), в частных коллекциях.

В этом году участвовал в проекте российского павильона 53й Венецианской биеннале современного искусства.

www.ostretsov.com

Прямая речь

«Когда человек видит высокое  искусство – он думает, что вот искусство, а я могу ругаться матом. А когда он видит на картине ругательства матом — он понимает, что совершенно не нужно ругаться матом в жизни. Это именно провокация, которая меняет лексику».

«Искусство – символ свободы. Никаких запретов не должно быть, никакой цензуры».

«Современное искусство должно быть правдивое, потому что оно современное. Если начинает врать – уже не современное».

В интервью Известия TV (2008 г.)

«Революционная ситуация – она свойственна для творчества. Противоположность, диалог рождает жизнь. Поэтому позитивно о революцию я могу говорить не в политическом смысле, а как о состоянии души. Вообще состояние критики является естественной для человека, это жизнь».


В интервью Александру Евангели (2006 г.)

«Там (во Франции) мода – это наука, которая развивается. Как химия или медицина – новые эксперименты и открытия. Вносятся все новые и новые мотивы. В Париже есть знания технологии и возможности, которых, к сожалению, нет пока у нас».

В интервью Sarafan.ru (2002 г.)


Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • Вероника Ворончак Voronchak
    4 декабря 2009 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Меня всегда поражало, как складно переплетаются две, казалось бы, не совсем стоящие в одном ряду сферы – политика и искусство. В общем-то, это и отображает идеально отточенную схему: искусство – есть проекция действительности и современности.

    Другой вопрос – насколько публика готова все это понять? Мне кажется, у основной прослойки мышление либо развито в классическом ключе (любители постоянных экспозиций Третьяковской галереи и постоянные посетители Пушкинского музея – что тоже весьма ах и ох), либо в популяризированном (Энди Уорхол и ребята). А какие-то, казалось бы, социальные темы, сюжеты очень близкие и понятные превращаются в целую концепцию, которая без разъяснения на словах не совсем понятна.

    • 8 декабря 2009 | Ответить

      Thumb up 0 Thumb down 0

      Культура-общество-политика всегда взаимно перетекают друг в друга. Из-за этого как раз, как мне кажется, во всех этих областях такой огромный потенциал всевозможных интерпретаций и отсылок к чему-то. И все равно все в итоге запутываются и обвиняют друг друга в ложных суждениях — такое бесконечное коллективное блуждание в море действительности.

      чего-то я совсем загнула.)

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: