Антисталинский плакат в разрезе

Софья Ефременко и Полина Козловская, «Слава Фландерсу!»

C 27 мая по 4 июня в Галерее М.& Ю. Гельман на Винзводе проходила выставка «Ни шагу назад!», организованная Проектом «Сноб». Она представляла собой антисталинские плакаты и ряд работ на эту же тему. Здесь выставлялись работы не только современных художников, но и любых желающих, правда отобранные на конкурсной основе.

Целью выставки стало создание альтернативной площадки для высказывания. Появление такой инициативы на территории искусства не удивительно — попытки официально властями Москвы и других российских городов в День победы разместить на улицах изображения Сталина не могли не вызвать реакции.

С точки зрения истории эта акция интересна, прежде всего, тем, как форма плаката, бывшая в Советском союзе одним из ключевых методов агитации, спустя меньше века, обернулась содержанием против его же активно введшей в обиход силы. Однако в проекте «Ни шагу назад!» этот инструмент носит характер исключительно художественного высказывания на волнующие темы и не лезет в публичное пространство городских улиц.

Нам стало интересно, что думают об этой художественной акции люди нового поколения, которым сейчас чуть больше 20.

______________________________

Серафима, 21 год, PR-менеджер

«Идея сама по себе хороша, то есть страна должна знать своих „героев“ в лицо. Сатира в данном случае просто великолепно художникам удалась: особенно впечатлил череп Хёрста на шее Сталина („Портрет Сталина“, Павел Пепперштейн — прим. ред.). Но тут есть серьёзная проблема по части выраженной общественной позиции, то есть далеко не все понимают, почему Сталин для многих враг народа и почему его портрет нужно комкать и т.д. Я это всё к тому, что, по-моему, намного интереснее было бы иронично обыграть реальные факты его негативного воздействия на нашу родину, на ход войны. Я бы вот какую сделала работу: сидит Сталин, например, в бане ОБЯЗАТЕЛЬНО в обнимку с какой-нибудь пышногрудой женщиной, а на заднем плане виднеется наступление войск на Киев, (начало Отечественной войны) своеобразная визуализация текста известной всем песни:

„Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война“

Суть в том, что Сталин категорически отвергал тот факт, что война будет и не верил никому из своих ищеек и шпионов, так как был подписан пакт о ненападении. Возможно, если бы мы были готовы, то война либо не произошла бы вовсе, либо она обошлась меньшим количеством потерь.»

______________________________

Карина, 21 год, студентка, дизайнер

«В силу своего возраста я воспринимаю эту выставку как художественную акцию. Что-то понравилось, что-то нет. Хотя для более старшего поколения она, безусловно, имеет большое личное значение. Майскую инициативу Лужкова развесить плакаты со Сталиным я встретила с возмущением, так как, на мой взгляд, это неуважение к памяти пострадавших от репрессий, и я знаю, как негативно относится к личности Сталина большинство людей в нашей стране.»


______________________________

Кирилл, 22 года, юрист

«Высмеивающие Сталина плакаты, мало отличающиеся от распространенных нынче „демотиваторов“, пошлы, банальны, и абсолютно не впечатляют. Выступать против Сталина сейчас модно, только и всего, ведь теперь никаких санкций за это не последует. Прикрываясь возможностью выразить позицию (негативную, естественно, а как же еще) в отношении роли Сталина в истории, организаторы лишь следуют модным тенденциям. С помощью плакатов сомнительной художественной ценности не изменишь ни историю, ни отношение людей к исторической личности.

Антисталинская выставка столь же ограничена по своей сути, как и планы Лужкова развесить по нашему многострадальному городу плакаты с изображением Сталина, и уж точно не имеет ничего общего с „объективной историей“.

Сталинская эпоха — действительно ужасное время, однако это не только сам Сталин, помимо вождя было еще огромное количество „монстров“, в том числе и выполнявших его приказы о расстрелах. Тот факт, что при обсуждении личности Сталина и его роли в истории находятся как защитники, так и ярые противники его режима, свидетельствует о неоднозначности данной фигуры. И давать безапелляционную оценку в данном случае я считаю некорректным. В мире, помимо чёрного и белого, существует великое множество цветов. Однако, судя по всему, об этом не знают ни товарищ Кац, ни организаторы выставки антисталинских плакатов...»

______________________________

Ольга, 21 год, бухгалтер

«Про историю и деятельность вождей я практически ничего не могу сказать, т.к. далеко не сильна в данной теме. Но опять же, портреты Сталина вызывают во мне некое необъяснимое раздражение. Понять причину — не могу. С идеей развесить по городу плакаты с его изображением я бы точно не поддержала, очень уж не хочется, чтобы был дополнительный фактор раздражения. А вот идея с антисталинскими плакатами очень даже интересна. У нас довольно-таки своеобразная страна с ее политическими деятелями и не деятелями, и высказывать свои мысли и то, что ты против чего-то — невозможно, чтобы без потасовки, чтобы без драк, и всего самого негативного. Решение высказаться против Сталина таким образом, как организация выставки, это достаточно интересный и культурный ход, который как раз таки и выражает отношение людей, общественное мнение по данному вопросу. Скорее всего, именно такой, вроде бы, ничем не примечательный жест является довольно успешно выраженной общественной позицией. Много людей сможет на это взглянуть, в дальнейшем будут разговоры, рассуждения, и, вполне возможно, что даже споры — именно так будут задеты интересы одной стороны, и высказаны мысли другой.»


Алёна Долецкая, «Тайна»

Юрий Аввакумов, «Без слов»

Александр Ратновский, «Билет в один конец»

Агата Петровская, «Без Сталина»

Михаил Богородский, «Расстрелять СССР»

Полина Шершнева, «Соплеменники.ру»

«Парад», идея — Владимир Сорокин, исполнение — «Сноб»/Валентин Поздняков

Арт-союз «Киберсекта», «С Днем Победы!»

Павле Пепперштейн, «Портрет Сталина»

Ольга Морозова, «Дневник»

Андрей Блажнов, «Лик»

Елка Гессен «Охотники за привидениями»

«За Родину...», серия комиксов, Андрей Бильжо

Леонид Соков «Сталин и Монро», 1991

В материале использованы иллюстрации с сайтов: lenta.ru, tretyakovgallery.ru

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

  • 17 июня 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 1

    вот не понимаю этой всей истерии

  • 17 июня 2010 | Ответить

    Thumb up 2 Thumb down 1

    Сергей, 21 год, thespot.ru

    Арт-глумление на Сталиным, который за последние месяцы ворочается в гроба со скоростью вентилятора, есть несомненная подмена понятия современного искусства. Современное искусство должно быть новым, актуальным, ломать утвердившиеся стереотипы. Сие же лишь подтверждает укоренившийся тренд пинания умершего 67 лет назад Сталина. вместо того, чтобы затрагивать действительно значимые для общества темы, вроде ментовского беспредела и взяточничества, почему-то в очередной раз мусолится Сталин, чей культ личности вообще-то был разоблачён ещё в 1956 году.

    Кроме того, Сталин пострадал от всестороннего очернения. Много откровенной лжи — к примеру, известно, что Сталину сообщали о многих датах начала войны, в том числе и 22 июня. Однако же массовые историки-публицисты почему-то об этом умалчивают.

    И вообще, личность Сталина нельзя рассматривать только с негативной стороны. Так же, как исключительно с позитивной. Это великая историческая фигура масштаба Петра Первого. Собственно, и результаты их правлений сопоставимы и по значимости, и по противоречивости.

  • Никита Могучев Никита Могучев
    17 июня 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 1

    Мне кажется, что Сталин становится(либо уже стал, тут уж не мне судить) героем поп-культуры-он популярен, о нём модно говорить, его модно оценивать.

    Сталин-это палач и гений, гений и палач, а акценты каждый раставляет для себя сам.

  • prosto prosto
    17 июня 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 1

    нда...Уорхол уже не в моде, и нашли свой ответ чемберлену.

    нет, это уже чересчур. одно дело дебаты исторического толка, споры. а это...будто всем околоинтеллигентам сказали «Сталин — засранец» — новый бренд.

Отменить

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: