60-е по-советски


Так сложилось, что многие из нас хорошо знают, каким было искусство 60х-70х годах в США и Европе, но при этом достаточно плохо себе представляют, каким оно было в СССР. С чем это связано? Почему имя Энди Уорхола мы слышим повсеместно, а Михаила Рогинского, также работавшего в стиле поп-арт, нет? По какой причине была разгромлена выставка 14 сентября 1974 года, впоследствии получившая название «Бульдозерная»? Кто входил в состав Лианозовской группы? Что такое теория белого на белом? Да и вообще, каким было альтернативное соцреализму искусство в Советском Союзе? И было ли?..

На все эти и многие другие вопросы можно получить ответы, придя на выставку «К вывозу из СССР разрешено…», которая проходит в фонде культуры «Екатерина». На экспозиции представлено более ста пятидесяти работ художников-нонконформистов, живших во второй половине прошедшего столетия. Это грандиозное событие: в крупных государственных музеях найти их полотна практически невозможно. Работы советского андерграунда (или «второго авангарда»), как правило, находятся в частных галереях. Владимир и Екатерина Семенихины, Евгений Нутович, галерея Art4.ru и другие коллекционеры предоставляют любителям неофициального искусства уникальную возможность увидеть работы более тридцати художников в одном пространстве. Но давайте для начала разберемся с названием выставки.


Владимир Немухин
Брошенный пасьянс
1966

Власти очень строго отслеживали, кто что ввозит и вывозит из страны. Для того чтобы пересечь границу с каким-либо произведением искусства, обязательно надо было получить разрешение в Министерстве культуры, которое, оценив объект, должно было вынести вердикт – «к вывозу из СССР разрешено». В противном же случае произведение забирать из страны не разрешалось. В силу того что официальным искусством у нас был соцреализм, авангард и любые отступления от «партийной линии» возбранялись, поэтому увезти картины, например, Шагала ничего не стоило – особой ценностью они не считались, и штамп получить было легко. Таким образом, с территории Советского Союза было вывезено множество работ талантливых художников.


Олег Целков
Маска и стрекоза
1976


История нонконформизма началась в эпоху хрущевской оттепели, а именно в 1962 году. После публичного разгрома Никиты Сергеевичем выставки «30 лет МОСХ»
экспериментальное искусство получило статус запрещенного. Художники, которых не принимали ни в какие официальные творческие союзы, были вынуждены
организовывать свои, подпольные, и под страхом тюремного заключения писать картины. Все выставки, проведенные в те времена, были исключительно квартирными. Для того чтобы прокормить себя и свою семью, приходилось работать дворниками, грузчиками, иллюстраторами детских книг – если повезет. Закатом нонконформизма искусствоведы считают 80е годы, приход к власти Михаила Сергеевича Горбачева.

Хронологически выставка охватывает весь период андерграундного искусства, и экспозиционное пространство выстроено именно таком порядке. Работы сильно
различаются как стилистически, так и сюжетно. Откровенно говоря, их связывает одно – борьба с так называемым «лакейским большевистским псевдоискусством». Ни у одного объединения не было четкой программы, как, скажем, у сюрреалистов (впрочем, недаром эпоха названа «вторым авангардом» — «первый», как известно, включал в себя большое количество разных течений). Художники писали в самых разных жанрах, начиная с неоромантизма и заканчивая фантастическим реализмом. Большинство из них вдохновлялись работами русских и западных авангардистов, но многие использовали приемы более современных заграничных мастеров, с которыми чудом удавалось познакомиться. Так, в 1957 году на Московском фестивале молодежи и студентов Гарри Колман, популярный американский художник, продемонстрировал свою технику – создавая картины, он разбрызгивал краску из банок на холсты. Подобный метод произвел сильнейшее впечатление на советскую молодежь: впоследствии Анатолий Зверев и Дмитрий Плавлинский на протяжении нескольких лет его использовали.



Оскар Рабин
Дверь №6
1966

Специально по заказу фонда был снят документальный фильм. Кинолента, которую беспрерывно демонстрируют на проекторе, рассказывает о событиях, происходивших в 60ые-70ые годы, включая знаменитую «Бульдозерную выставку». Видеоряд сопровождается архивными материалами, в съемках участвовали многие художники и искусствоведы. Увидеть картину можно только в галерее – сотрудники уверяют в том, что продаваться она не будет, в и Интернет ее не выложат.

Самое интересное и неожиданное в организации выставочного пространства – воссозданная из ДСП типичная советская квартира. Гостиная, спальня, кухня… И
никакой фальши. Все предметы быта самые что ни на есть настоящие: старый телевизор; телефон; газовая плитка; не отмывающаяся чуть битая посуда, чашки в горошек. Вероятно, кураторы решили напомнить (или рассказать тем, кто не знает), каким было личное пространство тогда, когда писались выставленные работы. У большинства людей постарше эта идея вызывает ностальгическую улыбку, у молодежи – интерес и ассоциации с чем-то, кажется, знакомым из детства, но ужасно далеким. И кажется, будто сейчас в эту комнатку зайдет Кабаков или, например, Булатов, сядет на диван и включит любимую передачу. Наверное, эта часть экспозиции делает всех доселе загадочных художников очень близкими и какими-то родными.

 


Владимир Янкилевский
Триптих №3. Исход (Посвящается Р.С.)
1963


Финальным аккордом путешествия в мир подпольного художественного мира становится фотовыставка Игоря Пальмина, которая проходит на первом этаже галереи. Он вращался с кругах московских концептуалистов и делал много снимков самих художников, их мастерских, квартирников… И все эти мастера, которые только что были представлены исключительно своими картинами и биографиями, висящими на стенах, внезапно обретают лица, улыбки, мольберты, сигареты во рту… Но эта выставка – уже совсем другая история и требует совсем другого рассказа.

Место проведения: Культурный фонд «Екатерина» (ул. Кузнецкий мост, д. 21/5)

Время проведения: 22 июня – 02 октября 2011

Стоимость билетов: 200 р. (взрослый); 100 р. (льготный)

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • Владимир
    22 июля 2011 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Вы не упомянули выставку авангардистов где-то в 80-е, когда со смертью Попкова они «объединились» и пробили полуразрешённую выставку своих картин в домах самих художников. Это было большое событие.

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: