«33 одежки» или «Summa Summarum»: диагноз времени в ГЦСИ

Коллаж – это многослойность художественного произведения или человеческого сознания? Наклеенные на холст бумажки или фильтры нашего восприятия?  На эти вопросы можно ответить, посетив проходящую до 14 февраля в ГЦСИ выставку «Summa Summarum».

На первый взгляд, экспозиция построена по принципу «от простого к – сложному» и призвана раскрыть технику коллажа в исторической протяженности. Все начинается с классических коллажей рук Ольги Розановой, Алексея Крученых, Вагрича Бахчаняна и др. Здесь на основу наклеены вырезки из газет или просто куски исписанной бумаги. Работают наши глаза: мы смотрим, читаем, впечатляемся или не впечатляемся. Через какое-то расстояние нас встречают уже коллажи «цифровые»: «Мясные головы» Тони Мателли, «Новый Рай» Олега Кулика и «Аквариум земноводных» Алексиса Рокмана. У каждого из них своя тема: у одного круговорот вещей в природе, у другого первозданная гармония, у последнего тема отношений хищник-жертва — им всем коллаж служит средством усиления впечатлений. Коллаж здесь до сих пор, как и 100 лет назад, классический по сути, но новый по времени: используются новые технологии (photoshop), новые материалы (пластик).

Новая сущность приходит со спектаклями-коллажами, где составной частью являются актеры: они создают его действиями и становятся его главным звеном. Следом за ними идет «Механический балет» Марселя Дюшана, видео Джефри Джемса и др. Коллажи уже многослойны по структуре: это и видео, и музыка, и люди, и предметы. Текст уже не на бумаге: картинка стала живой, видео было новым шагом в искусстве. Смотрим классические видео Джона Кейджа, Йозефа Бойса и др., где они играют с жизнью, делая из нее художественное произведение.

Видеоарт манипулировал нашими чувствами и мыслями, он показал привычные вещи в новом свете. Что могло быть следующим этапом коллажности, какая игра примешала бы новые слои? Рыбчинский и Лаврентьев врезают реальность в вымысел, подчеркивая искусственность и того и другого на плоскости художественного произведения. Это логическое завершение коллажа как средства. Новых слоев не осталось, все есть один.

Коллаж перестает быть технологией, из наклеивания разных предметов и материалов на подложку  он превращается в феноменом сознания. В действительности, человеческое восприятие всегда было окутано 33-мя одежками, но, по мнению куратора выставки Виталия Пацюкова, раньше «эти слои были выстроены по вертикали, сейчас же они все сплющились и сознание с мышлением стали горизонтальными». Эта «горизонтальность» проявляется в том, что человек смотрит на мир уже не обращая внимания на аспект времени их существования: в ход идут другие категории – смыслов и ощущений. Мы живем во время хаотичных обращений к образам многовековых культур – вспомнить даже скоростное перебирание стилей в музыке и моде, которое с каждым годом все быстрее. И именно эта «коллажность» нашего мышления и позволяет воспринимать экспозицию как единое целое: категории смысловые и чувственные довлеют над временными.

Обзор всех экспонатов правильней завершить работой Владимира Тарасова «Новочеркасск», которая, в отличие от других, не пытается тебя впечатлить, донести какой-то смысл. Этот  коллаж не воздействует сразу на несколько органов чувств: он обращается не к нашему восприятию, а напрямую к нашему сознанию — смотря на него, все смыслы, все образы всплывают сами. Через него авторский горизонт накладывается на зрительский.

В современной культуре все переплетено, неотделимо друг от друга. Чистое восприятие, которого хотел достичь Эдмунд Гуссерль, невозможно. Победа за мифопоэтическим сознанием, которое формировалось у нас веками. Но если раньше оно проявлялось в первую очередь в поведении, то в современном мире мы имеем дело еще и с коллажированным восприятием. Потоки информации льются на нас с разных сторон, и мы вынуждены плыть в них, чтобы выжить, времени на размышления и фильтрацию получаемых данных нет, поэтому остается лишь сплавить их в один комок и — в топку собственной головы. Потянешь за один конец — вылезет все вместе, захочешь расчленить на части  - столкнешься с трудностями, ибо многие вещи стали одной, сплющенной. Сделать плоскость из объема проще, чем объем из плоскости.

«Summa Summarum» в ГЦСИ до 14 февраля.

ncca

***

В рамках проекта пройдет также ряд мероприятий:

1 февраля, понедельник, 19.00
ГЦСИ, Малый зал
КОЛЛАЖ В МУЗЫКЕ
Владимир Мартынов
Лекция

10 февраля, среда, 19.00
ГЦСИ, Малый зал
КОЛЛАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ
Сергей Ромашко
Лекция

12 февраля, пятница, 19.00
ГЦСИ, Малый зал
КОЛЛАЖ В КИНЕМАТОГРАФЕ
Наум Клейман
Лекция

15 февраля, понедельник, 19.00
ГЦСИ, Малый зал
КОЛЛАЖ В КИНЕМАТОГРАФЕ. ДУБЛЬ ДВА
Карина Караева
Лекция

1 марта, понедельник, 19.00
ГЦСИ, Малый зал
КОЛЛАЖ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ:
«ОПЕРНОЕ СОТОВАРИЩЕСТВО СОБАКИ МЕБИУСА»

Вечер миниоперы
Авторы: Анатолий Переслегин, Александр Шавердян
Участники: Юрий Валенков, Иван Жмаев, Елена Золотова, Елена Царегородцева, Александр Шавердян
В программе:
«Неизвестный князь Игорь» (2008—2009, 30 мин)
«Какофобия». Mini-blackhole-opera (2009—2010, 35 мин)

Подробную информацию о мероприятиях и точное время проведения смотрите на сайте ГЦСИ

В материале были использованы иллюстрации с images.artnet.com и из альбома ГЦСИ на facebook.com

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: