Фотограф Нико Костер фактически перевел содержание странички «1969» из Википедии в несколько залов ММСИ на Петровке 25 и прибавил к ним свои снимки Джона Леннона и Йоко Оно, документирующие их «постельную забастовку» – и получилась выставка «40 лет в номере 902». При этом фотограф поставил строгий запрет на фото и видео съемку экспозиции. Но такой ход вполне оправдан и вправду впечатляет. Разве что — непонятно, зачем надо было выносить все это в стены государственного музея. Понять суть эмоций, которые испытал фотограф при работе в тот год, и ощутить значимость того, что происходило, точно не получилось бы, помести Костер в один зал свои 20 с лишним черно-белых снимков, которые ничем выдающимся, кроме наличия на них Леннона и Оно, не отличаются. Бэкграунд: после печати в том же году в одной из газет всего одного снимка, остальные негативы Костер где-то потерял; а нашла их спустя сорок лет его дочь — в конверте с собственными детскими рисунками.
Ровно сорок лет назад, как оказывается, был очень плодотворный на события год. Костер разместил на одной стене портреты знаменитостей, которые в это время родились, на другой – кого не стало; на остальных — хроники событий по всему миру с текстами, видео и фотографиями (не своими). Тут есть список вышедших в этом году книг и список нобелевских лауреатов; информация о новых европейских президентах, о социальной акции протеста против оккупации Чехии войсками стран Варшавского договора– самосожжении Яна Палаха, о распаде Beatles, о появлении интернета и даже первого банкомата в США. Разве что в последнем зале видео-фрагменты успехов в сфере «популярной музыки» с пояснениями о победах на Евровидении показались несопоставимо лишними.
В этом году, то бишь 2009, Костер решил провести эксперимент – снять уже сейчас, 40 лет спустя, в номере 902 российского Hilton Ирину Хакамаду и Сергея Бугаева (Африку). Так пояснено в аннотации выставки: «Таким образом автор реализует выразительную и актуальную концепцию «непрямого подобия». Его новые герои в какой-то степени ассоциируются с теми, кого он фотографировал 40 лет назад. Но в то же время они несут собственное содержание, заостряющее взаимодействие политического и культурного контекста». Зачем это делать и насколько этот ход оправдан – можно будет посмотреть на второй части выставки в Revenscourt Galleries уже сегодня, 17 ноября. Вопрос о том, не есть ли весь этот проект «выездом» за счет созданных другими людьми когда-то образов — тоже остается открытым. Использование культурного «наследия» — где здесь граница между интерпретацией и пустым «загоранием» под лучами былой славы выдающихся?..
Интерпретация, использование образа известной личности для художественного высказывания в обществе массовой популярной культуры — явление вполне естественное. Но и заимствование кусочка славы с целью коммерческого успеха в искусстве тоже стало явлением обычным. В список этих личностей входит и Джон Леннон. По этому поводу я тоже решила немножко поработать «в жанре Википедии» и сделать подборку использования образа Леннона в изобразительном искусстве – работ как успешных в смысле художественного высказывания автора, так и откровенно коммерческих (и от этого коммерчески не менее успешных).
Andy Warhol
Richard Avedon
Candice Breitz, многоканальная видеоинсталляция «Working Class Hero». Работа представляет собой перепевку песни Beatles их фанатами. Эта работа одна из серии портретов музыкантов, среди которых Боб Марли, Майкл Джексон и Мадонна.
(Фрагмент видео-записи выставки в лондонской галерее White Cube можно посмотреть тут).
Kota Ezawa, трехканальная видеоинсталляция «Lennon Sontag Beuys». Анимированные персонажи одновременно произносят свои публичные речи, призывающие к социальным изменениям.
Американский художник James Plakovic создает музыкальные портреты известных людей. В прямом смысле музыкальные — это рисунок из нот. И естественно эти ноты не просто красиво лежат на бумаге, но и определенным образом выливаются в звук: художник старается подобрать те мелодии, которые соответствуют стилю изображаемой личности. Послушать как звучит портрет Леннона можно тут.
Ralph Ueltzhoeffer. Портрет на основе текста из все той же Википедии. Оригинал текста тут.
Peter Ledger
Michael Carlin (не путать с Mike Carlin)
Susi Franco
Elizabeth Peyton
Peter Murphy «John Lennon Icon». Художник эксплуатирует тему поп-идолов, создавая серию «икон» (в т.ч. Боб Марли, Джими Хэндрикс и т.п.).
Donald Topp
Paul Arthurs
Ant Keogh, «Ghost of young John Lennon»
Hector Monroy
Derek Bacon
Phil Fung
Ben Heine
Владимир Войчишин «Imagine»
Евгений Подкопаев
Сергей Шутов
Фактом остается то, что этот год и события до сих пор будоражат весь мир, никак не отпускают. Ведь если посмотреть хроники других лет — они вполне сопоставимы по количеству событий и с 1969г.
После всего этого лично у меня эмоция одна (теперь, для тех, кто добрался до конца — в формате жежешечки): поражает то, что одна человеческая жизнь размером всего в 40 лет стала столь яркой вспышкой, свет от которой распространился так далеко — и в пространстве и во времени.
Обе выставки можно посмотреть до 29 ноября.
Изображения взяты с сайтов: artnet.com, plakovic.com, christymarx.com, fineartamerica.com, ay-forum.net, ueltzhoeffer.com, balticmill.com, moma.org, susifranco.com, whitehotmagazine.com, media.walkerart.org, saatchi-gallery.co.uk, richardgoodallgallery.com, assets2.artslant.com, threeleggeddragon.com, 4.bp.blogspot.com, shutovart.ru, mmoma.ru
Поделись с друзьями: