В Москве уже есть своя Биеннале «взрослая», есть Арт-Москва, есть Биеннале «молодая», Фото-биеннале и Фестиваль ландшафтных объектов. А о таком явлении, как перформанс, в Москве отдельно пока не вспоминали — он был как бы между прочим, полноценным участником, но не главным. В этом году интерес к явлению перформанса начался еще с семестра лекций в ГТГ, плавно перетек в выставку «100 лет перформанса», а теперь уже ЦСК «Гараж» устраивает первый для Москвы Международный фестиваль перформанса (4-14 сентября). По масштабу Фестиваль кажется весьма небольшим — всего 10 дней, 11 перформансов и равноценно столько же встреч с художниками и лекций. По сравнению с международными фестивалями это совсем немного, но надо же с чего-то начинать. Событие по своей сути довольно уникально: впервые зритель может одновременно не только соприкоснуться с искусством действия в момент его создания, но и понять контекст: программа мероприятий включает и встречи с теми самыми художниками, которых вы вчера видели в исполнении своих перформансов.
Для участия нужна предварительная регистрация: для записи на события Фестиваля необходимо отправить заявку на адрес rsvp@garageccc.com. В заявке нужно указать дату и название события на которое Вам хотелось бы попасть, фамилию и имя, контактный телефон и адрес. Вход на перформансы будет осуществляться по распечатке ответного письма. Все желающие смогут смотреть трансляцию перформанса в центральном холле «Гаража» – для этого запись не требуется. Для участников программы «Друзья Гаража» на все перформансы вход – свободный, при предъявлении карточки.
Чтобы не потеряться в насыщенной программе десяти дней перформанса, мы составили небольшой гид по художникам, которые станут центром Фестиваля в этом году.
Лиза Морозова performansist.livejournal.com Работает в жанре перформанса более 15 лет, представительница единственного в России выпуска мастерской Паратеатральных форм отделения филиала Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства. Приняла участи более чем в 130 выставках в 17 странах и является автором 50 перформансов, в том числе в рамках Московской биеннале современного искусства в 2009, 2007 и 2005, 51-ой Веницианской биеннале в 2005 со своей программой «ESCAPE». Автор колонки «Перформанс вокруг нас» на портале Openspace.ru |
Андрей Кузькин Работает в разных техника, создавая объекты, инсталляции и перформансы. В 1996 году Кузькин поступил в Московский полиграфический институт на факультет графических искусств, а закончил в 2001, получив статус магистра искусств. В 2006 стал членом Московского объединения художников с Индустриальной графикой. Получил известность после перформанса «По кругу» в рамках I Московского биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». На сегодняшний день широко выставляется, одни из последних проектов — Galata Perform, Стамбул (2009); Красноярское музейно биеннале (2009); Ширяевская биеннале (2009); Галерея Open, Москва (2009); лауреат премии «Инновация» (2009) и премии «Соратник» (2009). |
Kalup Linzy kaluplinzy.net Американский художник, получивший известность своими видео-работами, которые лишь позже начали дополняться перформансами. В своих работах он обращается к эстетике стереотипов мыльной оперы, практически создавая свою собственную, которая продолжается от серии к серии, в том числе и в перформансах. Работы Линзи хранятся в MOMA, Studio Museum Гарлема, Музее американского искусства Уитни. |
Rashaad Newsome rashaadnewsome.com Американский художнник, работающий в разных жанрах — перформансе, видео, коллаже. Во все своих работах он обращается к современной афроамериканской культуре и стереотипам о ней: как внешним визуальным, так и внутренним ценностным. Без чего не обходится ни одно аудио-визуальное произведение Ньюсома — так это без особого внимания к звуку и ритму. Художник выставлялся в Музее американского искусства Уитни (NY), PS1MoMA (NY), галерея Glassbox (Париж), Kunst Galerie Museum (Италия) и ряде других галерей и музеев. |
Елена Ковылина kovylina.com Работает в жанре перформанса, видео и инсталляции. Известна своими радикальными перформансами, во время одного из которых она стояла на табуретке с веревкой на шее и табличкой, текст которой призывал зрителя выбить табуретку из-под ног художницы, подвергнув ее тем самым смертельной опасности. Выставляется как в России, так и за рубежом. Ее последние выставки: Dispari&Dispari project, Реджо-Эмилия (2009); Ludwig Museum for Contemporary Art, Будапешт (2009); Transmediale Festival, Берлин (2009). |
Федор Павлов-Андреевич Федор Павлов-Андреевич – перформансист, писатель, куратор, актер, директор театра и продюсер, живет между Москвой, Лондоном и Сан-Паулу. После окончания Института журналистики в Орхусе, Павлов-Андреевич поступил в Московский государственный универститет и закончил его в 2000 со степенью магистра искусств. Последние выставки — Deitch Projects, Нью-Йорк (2009); Paradise Row Gallery, Лондон (2009); Galerie Stanislas Bourgain, Париж (2008); Royal Academy of Arts, Лондон (2008); Diehl Gallery One, Москва (2008). |
Aki Sasamoto cargocollective.com/akisasamoto Японская художница, живущая в Нью-Йорке. Работает в области перформанса, скульптуры и хореографии. Закончила в 2007 году Школу искусств Колумбийского университета. Сасамото выставляется по всему миру. Самые последние выставки с ее участием: Yokohama Triennale, Япония (2008); Гуггенхайм, Берлин (2008); Perfoma совместно с группой Momus, Нью-Йорк (2009); Биеннале Уитни, Нью-Йорк (2010). Она также является содиректором Culture Push Inc. |
Группа «МишМаш» mishmash.ru Художники Миша Лейкин и Маша Сумнина занимаются и искусством, и архитектурой, и даже дизайном, в том числе укращений. Лейкин закончил Московский архитектурный институт в 1994, а Сумнина Московскую академию печати в 2001. На сегодняшний день живут и работают в Москве. Группа выставлялась как в России, так и за рубежом: ArtPlay, Москва (2010); NCCA, Москва и Лион (2010); Open Gallery, Москва (2010). |
Герман Виноградов Мистический музыкант и художник, работающий в разных техниках: живопись, графика, создание объектов и звуковых работ, видеоарт и поэзия. Был инициатором и участником многих арт-групп, в частности «Детского сада» совместно с художниками А. Ивановым, Н. Филатовым и А. Ройтером, оказавших немалое влияние на развитие современного российского искусства.С 1984 года Герман разрабатывает концепцию «Бикапонии» — жанра перформанса, соединяющего в себе музыкальное выступление и художественное действие, в процессе которого автор использует элементы природной стихии – огонь, землю, воду.Работы находятся во многих коллекциях, включая ГТГ, ММСИ, ГЦСИ. |
Группа «Синие носы» Художники Вячеслав Мизин и Александр Шабуров используют юмор и гротеск, подверая издевательскому передразниванию все направления «высокого» искусства ХХ века от супрематизма до радикального перформанса. Главный жанр работы – некая акция или, лучше сказать, выходка юмористического плана, скетч или гэг, исполняемые самими художниками перед фото или видеокамерой. Группа широко выставлялась во всем мире как вместе так и персонально. Принимали участие в 1-ой и 2-ой Московской биеннале, а также в 51-ой Венецианской биеннале в 2005. |
Ryan McNamara ryanmcnamara.com Представитель молодой нью-йоркской арт-сцены, работает в жанрах видео и перформанса. Будучи поколением, выросшем на MTV, активно эксплуатирует поп-культуру в своих работах, называя своей мечтой постановку мюзикла на Бродвее. В то же время, художник работает с темой человеческого тела: его в высшей степени физиологичные работы наполнены комедийной эмоциональностью и в то же время представляют собой глубинное исследование границ возможностей тела и его уязвимости. |
ПРОГРАММА (время событий уточняйте на сайте «Гаража»)
4 сентября (суб.)
|
Социальный эксперимент важная тема для искусства Лизы Морозовой. Инструментом социального исследования и коммуникации для художницы является ее тело. В перформансе «Попытка преодоления гламура» Лиза будет испытывать открытость публики к разным уровням коммуникации. Задача преодоления этого страшного явления ляжет на плечи хрупких девушек ангельской внешности, которые будут встречать гостей непременно объятиями, преодолевая стереотипы всевозможных уровней: и о девушках, и о гламуре, да и о Гараже. |
5 сентября (воскр.)
|
Лекция-перформанс куратора Юлии Аксеновой и [художника Пахома будет посвящен разным видам перформативного высказывания. На основе архивного материала, представленного в русской части выставки «100 лет перформанса» лекторы попытаются описать типологию художников – перформансистов, проиллюстрировав ее яркими, героическими примерами из прошлого и настоящего русского искусства. Во время перформанса будет осуществляется процесс коммуникации зрителя и художника через связь компьютерного интерфейса с виртуальным шлемом, надетым на автора. Перформанс можно воспринять как критику – художник угождает желаниям публики. Однако для самого автора важнее почувствовать момент личной связи между зрителем и им сами, без которой искусство невозможно. |
6 сентября (пн.)
|
Линзи в образе своего альтер-эго под именем «Тайван» будет исполнять композицию «Sweet, Sampled and LeftOva» с живым джаз-бэндом. |
7 сентября (вт.)
|
Рашад Ньюсом в своем перформансе «Теневые композиции-секвенции» будет дирижировать женским хором, в платьях от дизайнера Вики Газинской, при этом сводя звук и видео с помощью модифицированного пульта от Нинтендо Wii (Nintendo® Wii™). |
8 сентября (ср.)
|
Во время перформанса художница подвергнет мнимой опасности зрителя, неожиданным жестом поджигая скатерть во время импровизированного чаепития с участием первого. |
9 сентября (чт.)
|
Перформанс в концептуализме – это одновременно и продолжение, и захватывающая предыстория радикализма 90-х, а также благодатная почва для разговора о принципах разграничения непростых, но полезных увлеченному зрителю понятий: «перформанс», «акция» и «хэппенинг». В рамках лекции демонстрируются уникальные архивные материалы Фонда «Художественные проекты» и студии «Art via Video». В основе проекта Федора Павлова-Андреевича так же лежит момент непосредственного взаимодействия со зрителем. Главная тема проектов этого автора – открытость и незащищенность художника перед публикой, а так же его нарциссическое желание обнажить перед ней свою субъективность. В перформансе Egobox художник запрет себя в куб из фанеры, на поверхности останется лишь его голова. В ходе действия автор будет разговаривать со зрителями и просить совершать с кубом действия, некоторые из которых могут быть не безопасными. |
10 сентября (пятн.)
|
События в перформансе 2000-х анализировались чаще самими художниками, чем искусствоведами: как известно, для обобщения нужна временная дистанция. Ее минимальность при обсуждении перформанса «нулевых» превращает его в увлекательный предмет для спора и отличный повод заново взглянуть на текущую ситуацию. В рамках лекции демонстрируются уникальные архивные материалы Фонда «Художественные проекты» и студии «Art via Video». Перформанс Аки Сасамото «Линия красоты» будет посвящен изучению потоков крови, пота и алкоголя. |
11 сентября (суб.)
|
Проблематика создания художественного произведения совместно со зрителем – ключевая идея проекта «МишМаш». Группа МишМаш соберут скульптуру из слепков молитв посетителей «Гаража» – художники создадут гигантскую работу «Объем Желаний» и «Различные виды пустоты». |
12 сентября (воскр.)
|
Перформанс объединит в себе стихотворчество, рисование, музыку и эффектное действо с огнем. |
13 сентября (пн.)
|
Группа «Синие носы» готова воспроизвести столетнюю историю перформанса за 15 минут. Учитывая, что не так давно один из «носов» — Александр Шабуров — все в том же Гараже сказал, что перформансисты это все обманщики и надуватели, — их перформанс обещает быть уже классическим действием группы с непременным юмором ко всему и вся. |
14 сентября (вт.)
|
Перформанс художника обращен к изучению телесности, он будет цитировать исторические выступления таких художников, как Брюс Науман, Марина Абрамович, Грисиэла Карневале. |
В материале использованы иллюстрации с сайтов: timeout.ru, openspace.ru, contemporaryperformance.com, advocate.com, afisha.ru, taday.ru, absolut-future.ru, life.pravda.com.ua, nytimes.com, garageccc.com
Поделись с друзьями: