“Игорь Мухин – “человек-восхищение”. Маленькая заметка с кусочками личного

Кусочек личного

Когда я была маленькой девочкой, в моем тогда ещё небольшом окружении бытовало мнение, что больше половины вещей в этой жизни нельзя сделать в нашей стране. “Только не здесь!, “Только не в России!, “Оля, ты в какой стране живёшь?. И тогда очень не хватало маленькой девочке (как впоследствии оказалось, что и не мне одной) каких-то вполне реальных, существующих в том же временном пространстве и географической широте, эталонов, примеров для подражания, у которых всё получилось и продолжало получаться.

У человека всегда в жизни должны быть и появляются со временем “люди-восхищения”, на которых он смотрит и крутит в своей голове одну лишь мысль – “Я хочу так  же. Я хочу ещё лучше”. Причём не обязательно в том же деле, что и “человек-восхищение”. В “человеке-восхищении” поражает то, как он делает своё Дело (“Дело” с большой буквы).

По делу

В галерее XL до 28 февраля можно наблюдать выставку “Сопротивление”: более 400 снимков одного из знаковых российских фотографов современности. Игорь Мухин успел наснимать целую летопись митингов и демонстраций в столице – в галерее отобранные кадры с 1989 по 2009 гг. и расположены в хронологическом порядке. Неизменно чёрно-белые снимки с обязательным punctum’ом почти в каждом (“punctum” – часть снимка, которая затрагивает зрителя в первую очередь; понятие впервые появилось в книге “Camera lucida” философа Ролана Барта, наряду с еще одной составляющей – studium’ом, информацией, которую можно извлечь из фотографии как документа*).

“Сопротивление” — это пёстрая каша из лиц, флагов, транспарантов, блюстителей порядка и политических активистов. В кадре нет акцента на то, к каким убеждениям принадлежит действующее лицо, акцент  - прежде всего, на человеке и на общем настроении происходящего. Человек настоящий – вот что главное, что первым замечается. Снимки Мухина, как всегда, многоплановы, от чего насыщенны, но при этом гармоничны. А ещё они в меру честны. В одном блоге об этой выставке появилось интересное мнение, что это «тот самый фрагмент российского айсберга, что остался под водой» и не попал на соседствующую в Цехах Белого и Красного выставку “Best of Russia’2009”.

Но рассказывать только про выставку совсем не хочется, потому что это лишь маленький кусочек Дела Игоря Мухина. Мухин, кажется, присутствует везде и всегда. Принципиально отвергая съемку в фото-студии, он воспринимает своей “студией” весь город. Всегда и везде: только за последний год Мухин успел снять множество демонстраций, пикник “Афиши” (1,2), арт-поезд на вручении Премии Кандинского (1,2), Олега Кулика в работе над проектом Биеннале в ЦУМе для журнала “АртХроника”, хипстеров для журнала “Black Square” (1,2,3) и ещё многое-многое другое. Он ведёт авторский курс в Школе фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, участвует в выставках – проект “Грузия” номинировался на Премию Кандинского в этом году, ряд снимков участвовал в нескольких проектах Московской биеннале (1,2). Фотографии Мухина регулярно появляются в журналах – “Афише”, “Большом городе” и многих других.

Фотограф актуальности, а не просто современности – так можно его назвать. Мухин удивительным образом оказывается в нужном месте в нужное время. Уже упомянутый проект “Грузия” был сделан за пару месяцев до начала грузино-осетинского конфликта, что делает его пронзительно знаковым.

Фотография – это не работа, это жизнь; и это самое главное. Мухин по профессии совсем не фотограф – он окончил московский строительный техникум, потом работал техником и дворником. С детства “балуясь” фотографией, только в 24 года он осознает, что это его призвание. Всерьёз начинает заниматься съемкой: как сам говорил — от “снов ужасов” про “сидение в проектной мастерской” и планирование, к примеру, схем канализаций. С 1987 года проводятся его выставки в России и за рубежом, Мухин получает множество премий, проводит семинары. Первую известность ему принесла серия “Монументы” — снимки полуразрушенных, ветхих, забытых памятников советского времени как напоминание о разрушенной идее. Больше всего Мухин известен своей “молодостью»” в фотографии, энергией, которую несут снимки – энергией беззаботности, бесшабашности, открытости и воли к жизни молодежи, которую он “поймал в кадр” на улицах городов. Москва у Мухина находится в движении, и её образ построен на контрасте старого и нового, что достигается постоянной уже упомянутой многоплановостью снимков. Кроме Москвы, Мухин фотографировал Вену, Нижний Новгород, Занзибар. А в Париж его даже позвали сделать серию с молодыми парижанами для проекта в честь наступления нового тысячелетия.

Кусочек личного-2

И вот к чему был тот самый первый пассаж. К тому, что Игорь Мухин – по-хорошему, без преувеличений и есть такой настоящий реальный пример того, как можно, хочется и нужно делать что-то не просто качественно, а превосходно, возводя свою ежедневную деятельность в ранг искусства. Вернее даже не так: делая день за днем то, что любишь больше всего, не боясь и не оглядываясь ни на кого, и позволить другим свой труд отнести к искусству. “Человек-восхищение”.

Игорь Мухин “Сопротивление” в галерее XL на Винзаводе до 28 февраля.

Сайт и блог Игоря Мухина

*Впервые понятие “punctum” применительно к творчеству Игоря Мухина было применено в статье Федора Ромера в “Еженедельном журнале” в 2002 году.

В материале использованы иллюстрации с сайта xlgallery.ru

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook Share:

Facebook Like:

Google+:

  • sklif
    28 февраля 2010 | Ответить

    Thumb up 0 Thumb down 0

    Игорь Мухин опубликовал заметку об этой статье у себя в живом журнале

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: