Из прошлого в будущее с пробуксовкой в настоящем...

...и еще немного о выставках в Москве моим сугубо-субъективным взглядом.

Леонид Соков — «Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти)», 1990 (Находится в собрании ГТГ). На выставке представлен авторский повтор из бронзы 1997 года.

В ММСИ на Гоголевском б-ре 10 открылась практически «энциклопедия» российского искусства с 1960-х годов — «Всегда другое искусство. Избранные произведения из собрания Виктора Бондаренко» (до 30 мая). Сюда полезно сходить и тем, кто в жизни эти вещи в глаза не видел, и тем, кто то тут, то там их встречал — в который раз приятно протестировать себя на «узнавание», да и просто увидеть что-то успевшее стать родным (пусть даже автор этих строк застал сию красоту дай бог годов с 2000-х). Хоть экспозиция и не располагает к выстраиванию хронологического порядка (работы распределены не по годам, а по неким абстрактным содержательным составляющим), выставка дает неплохой обзор истории российского современного искусства.

Эрнст Неизвестный — «Распятие», 1979; Александр Косолапов — «McLenin's next block», 1991; Эрик Булатов — «Фотография на память», 1994-95

Вот немногое из знакового, что поддается описанию: ранние графические работы Ильи Кабакова и часть из относительно недавнего проекта, который в Москве можно было лицезреть в качестве первой публичной выставки в Гараже; несколько работ Вагрича Бахчаняна рубежа 1970—1980-х (в том числе «Родина-мать зовет», где на всем известном плакате на рукописи «матери» — ни что иное, как черный квадрат); «Атлет» из "Коллекции археолога " Гриши Брускина — фигурка атлета в майке с надписью «СССР», выполненная в форме Венеры Милосской. И еще множество не менее известных художников, про каждого из которых можно написать много миллионов знаков (и обещаю, мы когда-нибудь по паре тысяч тут напишем).

Олег Кулик — «Красная площадь», 1999; Гор Чахал — «Солнце правды, добра и красоты», 2003; Георгий Пузенков — «Erased painting # 2405», 2003

Сергей Шаблавин — «Свежий ветер», 2004; Игорь Шелковский — «Проект памятника Малевичу», 2005; АЕС+Ф — «Последнее восстание. Тондо №7», 2007

Посмотрев на совриск прошлый, можно заглянуть в Гараж: здесь открылась вторая часть «Русских утопий» — «Будущее отсюда» (до 23 мая), в которой все работы сделаны специально для выставки, т.е. они совсем новые и датируются 2009—2010 годом (о первой части я рассказывала тут). По замыслу кураторов вторая часть должна была стать собранием множества сегодняшних утопий художников — того, каким они видят вновь-изобретенное будущее. Это был своего рода эксперимент — насколько современная культура готова мечтать, изобретать, смотреть в будущее независимо от настоящего, в отрыве от него (ведь «утопия» — это что-то отличающееся кардинально от настоящего; а функцию выведения тенденций на основе настоящего выполняет «футурология»).

Так вот, как оказалось, эксперимент пусть и удался, но показал обратное — художники по-прежнему остались футурологами, причем в основном по совместительству пессимистами. «Синие носы» сделали видео-работу «Вопросы и ответы», где в традиционной для них и не особенно приятной взгляду форме ответили на 10 русских вопросов (из серии «Что делать?» и «Кому на Руси жить хорошо?») не менее русскими современными таблоидными шаблонами (в т.ч. мелькали не раз такие образы, как «Путин», «доллар», «Собчак» и «модернизация»). Дмитрий Булныгин тоже сделал видео, но уже двух-канальное, на котором зритель видит традиционную картинку салюта — но не обычного, а из костей и огрызков яблок — под названием «Весна». У Группы «ПГ» в «Шиве» — многометровое панно с изображением стилизованного Шивы и всяческих жизненных удовольствий примитивного интернет-образца. Это символизирует уход от реальности в индивидуальную одинокую виртуальность, приперченную обещанием медийного рая. Более-менее нейтральным оказался Дмитрий Булатов: в его работе настоящие растения и их рост зависят от степени активности их виртуальных аналогов (Булатов создает так называемый science-art: в павильоне находятся реальные растения и они на самом деле зависят от работы компьютеров, которые управляются зрителем). Так и наша реальность во многом зависит от активности ее виртуальной стороны.

Дмитрий Булатов — фрагмент инсталляции

А теперь совсем субъективно: больше всего впечатлила воображение и бросилась в память работа Александра Бродского — как всегда архитектурно выверенная, без капельки лишнего (Бродский по первой профессии как раз-таки архитектор). В замкнутом помещении, которое зритель видит через своеобразный проем, располагается узкая вытянутая комнатка без окошек. В ней по стенкам размещены стол, кровать и прочие предметы, расположенные так, что ими пользоваться может только один человек, и соединены они обычными лестницами. Внизу за счет отражающей поверхности кажется, что этот мир коллективного отделенного одиночества бесконечен.

Александр Бродский  — фрагмент инсталляции «Камера», 2009—2010

Вывод: банальные слова о том, что искусство во многом характеризует социальную ситуацию...и остальное вы сами знаете.

Смотрите современное искусство — расширяйте сознание :)

P.S. Еще одна выставка, сообщить Вам о которой мы когда-то забыли (за что мне очень-очень стыдно), и которая в полной мере является «энциклопедией» современного российского искусства — это «День открытых дверей. Особняк — гимназия — клиника — музей» в ММСИ на Петровке 25. Экспозиция подготовлена к юбилею Московского музея современного искусства и включает более 200 работ знаковых российских художников из коллекции Музея. Это буквально MUST-SEE первой половины этого года, великолепно срежиссированный Юрием Аввакумовым. Туда лучше идти в удобной обуви и сытым — гулять там можно часами, не замечая времени. И сделать это все еще можно до 16 мая.

Код для блога:
Vkontakte:


Twitter:

Facebook:

Вы можете оставить комментарий, используя свой аккаунт на Facebook или Twitter:

Connect with Facebook

или же заполнив форму ниже: