В Гараже открылась выставка совсем непривычного для московского зрителя искусства – «В неведомый мир» американца Марка Ротко (Mark Rothko). Непривычно оно потому, что в отличие от большинства выставок, где в искусстве первоочередным стал смысл, эти работы апеллируют к эмоциональному, чувственному опыту, предлагают зрителю окунуться в мир, несвязанный с логикой и разумом.
Марк Ротко – один из первых американских художников, признанный во всем мире. На выставке — картины классического периода его творчества (1949—1969 гг.), названного Клементом Гринбергом (Clement Greenberg) «живописью цветового поля». Среди представленных работ — знаменитые «№ 12», «№16» и «№30».
Данному периоду предшествовал долгий путь творческого развития и попыток теоретического обоснования. Еще в 30-х годах Ротко начал исследовать процесс рисования у детей, так как считал его лишенным интеллектуальных наслоений. Он говорил, что начинать картину нужно с цвета, а не с рисунка — проявления данного принципа можно видеть уже в его ранних работах, таких как «Вход в метро». Далее, пройдя сквозь периоды вдохновения сюрреализмом, творчеством Фрейда и Юнга и мифологией, через «мультиформы» он приходит к живописи цветового поля. Ротко никогда не навешивал на этапы своего творчества никаких ярлыков, однако это за него делали многочисленные критики. Он лишь шел вперед в поисках идеальной формы для воплощения основных человеческих эмоций.
Этот период – последний в творчестве Ротко – был хоть и самым успешным (это был практически пик славы художника), однако для него самого стал временем затяжных депрессий.
Картины, которые мы видим, представляют собой сочетание прямоугольников различных цветовых оттенков. Но если мы будем видеть в них лишь чистые цвета — не увидим ничего. Цвета, размер прямоугольников и их соотношение, четкие или размытые линии – все направлено на то, чтобы вызвать в нас определенную эмоцию. Работы Ротко не совсем вписываются в условия нашего времени, в том смысле, что они требуют определенной духовной подготовки зрителя и атмосферы для восприятия. Недаром сам Ротко просил приглушать свет в галерее, чтобы «цветовые пятна» как бы витали в воздухе, а цвет «вибрировал», создавая из холста иную реальность. Его картины огромных размеров, что было в принципе свойственно американским абстракционистам (к которым его также относят), но он объяснял свое предпочтение к таким габаритам так: «Причина, по которой я пишу большие картины, заключается в том, что я хочу быть очень близким и человечным. Рисовать маленькие работы – значит ставить себя вне своего опыта, смотреть на все сквозь свои стереотипы или сужающие линзы. Если Вы пишите большую картину, то Вы весь в ней, и Вы ей не командуете». Зритель окунается в работу, она его как бы обволакивает и приобщает к трансцендентному, к тому, что за пределами человеческого опыта. Ротко считал, что их нужно рассматривать с расстояния всего в 30 сантиметров – от этого цвет человека поглощает, отметая все лишнее вокруг. В своих работах Ротко хотел изобразить неизображаемое — он не хотел сказать об этом, а своими работами давал возможность почувствовать это, узреть. Некоторые иудейские богословы считают, что он хотел изобразить Бога и передать своими работами мистический опыт соприкосновения с Богом. Он же говорил, что основными темами его работ является трагизм человеческого существования, поэтому, учитывая его ортодоксальное иудейское воспитание, можно интерпретировать это как трагизм, вызванный невозможностью этого мистического опыта.
Американский арт-критик Ирвинг Сандлер (Irving Sandler) комментирует это следующим образом: «Творчество Марка Ротко было в первую очередь трагическим, что вызвано тем, что он очень глубоко переживал судьбу еврейского народа, а так же драмы личного характера, связанные с его семьей».
Ротко был одним из последних мастеров, кто создавал свои работы от и до сам, вкладывая туда не только физические силы, но и эмоции, энергетику, эти работы «выстраданы». Особенно негативно Ротко отнесся к набравшему популярность в 1960-х поп-арту с его поверхностной техникой и содержанием, считая смешение поп-культуры и искусства недопустимым, называя художников-поп-артистов шарлатанами.
Всевозможные интерпретации и мифы вокруг его творчества не должны нас запутать, в первую очередь, Ротко хотел изобразить то, что близко любому человеку, независимо от его вероисповедания. Это чувства возвышенного. Некоторые его работы несут на себе отпечаток трагедии, смотря на них, может наступить депрессия, беспокойство, или апатия. Считается, что огромное влияние на все творчество Ротко оказало произведение Эдмунда Берка «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного». Чувства возвышенного – это глубокие переживания человеческой души, они могут быть как трагическими, так и позитивными, и мы видим идущий свет от некоторых работ. Работы Ротко – это попытка выразить возвышенное в материальной форме, у нас же до 14 августа есть возможность оценить его успехи в этом сложном деле.
Поделись с друзьями: